27.02.2023
У некоторых может возникнуть вопрос: «Зачем сегодня говорить о
школьных трудностях первоклассника?». Для того чтобы избежать последствий и
упущения, а также понять для себя, на что обратить внимание при воспитании
и развитии ребенка. Обучение в школе дети обычно воспринимают
положительно. Они с радостью идут в школу. Внутренняя позиция ребенка
может проявиться в двух аспектах: первое – новизна школьной жизни помогает ребенку быстро
принять требования учителя, второе – у ребенка формируется общее
положительное отношение к процессу усвоения знаний и умений.
«Безболезненное» прохождение ребенком этого этапа говорит о высокой
готовности к школьному обучению, но есть дети, которые не с такой
легкостью «входят» в новые условия школьной жизни. В норме ребенок
привыкает к школьной жизни, то есть адаптируется один–два месяца, и
успешность зависит от его индивидуальных особенностей. Чтобы школьные
трудности ребенка не стали для родителей неожиданными, следует
глубже изучить данный вопрос – процесс адаптации.
Адаптация ребенка к школе – длительный процесс, который требует
напряжения всех сил детского организма и психики. Порой самим родителям бывает сложно принять эти изменения. Поэтому успешность
адаптации во многом зависит от устойчивости и готовности родителей. Родитель
привык контролировать ребенка, но наступает период отпустить его в
«свободное плавание». В этот момент родитель переживает страхи,
стрессы, а также возникают непонимание, конфликты и другие трудности.
Чтобы избежать проблем с адаптацией ребенка, нужно в первую
очередь знать о том, с какими трудностями может встретиться первоклассник,
и быть готовым помочь и поддержать ребенка.
На работоспособность ребенка влияют индивидуальные особенности и условия
семейного воспитания, домашний режим дня. Младший школьник может без
напряжения работать до 5 часов в день с учетом обязательных перерывов. При
правильной организации деятельности он будет здоров, эмоционально
стабилен, способен хорошо усваивать учебный материал.
Скоро вашему ребенку предстоит познакомиться и начать сотрудничать с
одноклассниками и учителями. Ученик, который не умеет выстраивать
отношения, будет с трудом проявлять себя в коллективе. Поэтому задача взрослых
– сформировать у ребенка навыки саморегуляции, правильно выражать свои
чувства, уважать других; воспитать самостоятельность, уверенность в своих
силах. А чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, важно его
поддерживать, принимать, слышать и уважать переживания.
Стоит отметить, что психологическая готовность ребенка к обучению в
школе ориентирована прежде всего на внутреннюю позицию будущего первоклассника.
Ребенок с удовольствием принимает новую для себя социальную позицию и
испытывает потребность не просто узнавать новое, а делать это в новых социальных отношениях со взрослым, в отношениях
«ученик – учитель». Поэтому разумная организация жизни вашего ребенка
облегчит взаимопонимание между ним, учителем и сверстниками и поможет ему
принять новые условия.