В ШКОЛУ В 6 или 7 лет?
22.04.2025
По закону ребенок
имеет право пойти в школу по достижении возраста 6 лет и 6 месяцев. Ежегодно
перед родителями встает вопрос: «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в
первый класс: в шесть лет или в семь?»
Однозначно правильного ответа на данный вопрос нет. Каждый ребенок индивидуален
и уникален, у каждого есть слабые и сильные стороны.
Главным
ориентиром для многих становится собственный опыт («Я пошел в школу в 6 лет и
вырос отличным человеком!», «Другие дети идут, и мой может! Что он, хуже, что
ли?!» и др.) Можно с уверенностью сказать, что ни на один из этих факторов не
стоит опираться, принимая решение. Важно лишь то, насколько сам ребенок готов к
таким серьезным переменам в своей жизни.
Готов ли ребенок
к школе? Есть такое понятие «школьная зрелость», оно включает в себя три
аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их
достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок
действительно готов пойти в первый класс.
Интеллектуальная зрелость — это то,
насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая
моторика ребенка. Может ли малыш концентрироваться на каком-то одном занятии
дольше 10−15 минут? Умеет ли он писать, считать и читать? Может ли выслушать,
понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо
развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и
адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе
и окружающем мире.
Эмоциональная зрелость предполагает,
что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется
произвольность, которая позволяет и помогает ему выполнять длительное время
даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение — справляться со
своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за
реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?
Социальная зрелость — самое сложное
для объяснения и диагностики понятие. Оно включает в себя навыки строить
адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и
непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную
готовность). Другими словами, малыш хочет пойти в школу не потому что там
«весело и можно много играть», «туда ходит старшая сестра» или ему «хочется
надеть новую форму», а потому что что он действительно стремится получать новые
знания, понимает назначение школы и правила учебы в ней. Ребенку нужно понимать
разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять
уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться
требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно
устанавливаются в детском коллективе. Еще одна важная способность — умение
разрешать конфликты со сверстниками. Если у ребенка есть опыт посещения любых
детских дошкольных учреждений — это здорово облегчит ему процесс привыкания к
школе.
Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье
ребенка. Адаптация — это серьезное
испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне
стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков
первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями. Важно, чтобы
организм у ребенка был окрепшим, уделяйте внимание укреплению здоровья ребенка,
больше читайте и развивайте его кругозор.
Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности
малыша к школе, можно обратиться к детскому
психологу и провести диагностику.
Основные параметры психологической
готовности ребенка к школе: уровень развития познавательных
интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие
опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное
развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2025
Дата обновления: 22.04.2025
Дата публикации: 22.04.2025