22.05.2019
20.08.2020
Важными этапами становления личности, нравственно-этического воспитания и профилактики отклоняющегося поведения детей являются периоды дошкольного и школьного детства. Ребенку очень важно знать и понимать, что в семье его любят и принимают не только, когда он хорошо себя ведет, не докучает родителям, а просто потому, что он родился, живет, потому, что он есть. В это время закладываются основы нравственности, формируются и закрепляются практически все свойства характера, отношение к обществу и самому себе. Именно в это время начинает прослеживаться связь между стилем семейного воспитания (типичный характер взаимодействия родителей со своими детьми) и тем, какие нравственно-этические установки приобретет и закрепит в себе ребенок, с какими поведенческими особенностями «шагнет» в подростковый возраст.
Девиантные формы поведения (нежелательное, или опасное для общества отклонение от принятых социальных норм) наблюдаются начиная с дошкольного возраста и выражаются в различных характерологических реакциях. Например, реакция протеста, чаще всего она возникает, когда в семье конфликтная обстановка и выражается в капризах, отказе выполнять то, чего не хочется, с помощью крика, кидания игрушек и т.д. Очень ярко проявляющаяся в детском возрасте - реакция имитации – стремление подражать кому-либо. Ребенок чаще всего имитирует поведение, которое демонстрируют родители (старшие братья и сестры) в семье. Ребенок вдруг начинает толкаться или драться с другими детьми, при этом браниться, используя «взрослые обороты речи» из-за того, что что-то не получилось, его не поняли, забрали игрушку и т.д.
Раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло способствовать коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности.