Зачем нужны домашние задания от учителя-логопеда? Когда и как их выполнять?
05.03.2025
Преодоление нарушений
звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение для овладения навыками
чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут
способствовать формированию у ребенка комплекса неполноценности, возникновению
трудностей в общении.
Коррекционная работа
над звукопроизношением делится на три этапа.
Первый этап — развитие
моторики речевого аппарата.
Второй этап —
отработка правильного произношения звуков.
Третий этап —
автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном
речевом потоке.
Цель автоматизации
достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. К
автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок
произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном
или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и
слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, - это приведет
лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация
поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
• автоматизация звука
в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
• автоматизация звука
в словах (в начале слова, середине, конце);
• автоматизация звука
в предложениях;
• автоматизация звука
в чистоговорках, скороговорках и стиxax;
• автоматизация звука
в коротких, а затем длинных рассказах;
• автоматизация звука
в разговорной речи.
Автоматизация звуков -
самый трудный и длительный этап.
Нередко дефекты
звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий
характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок
привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией.
Поэтому необходим
квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.
Поскольку процесс
автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми
возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.
Как сделать занятия по
автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными
для ребенка? С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра,
поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают
правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше
времени и сил.
Поэтому игры должны
занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество
повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны
быть разнообразными. В одни из них играет с ребенком логопед, в другие —
воспитатель, в третьи — родители.
На этапе автоматизации
звуков особое внимание родителей мы обращаем на необходимость постоянного
контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры
все еще ослаблен и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет
заниматься дома».
В любом случае на отношение ребенка к своему дефекту огромное влияние имеет
отношение родителей. И то, какие вы даете установки, как
настраиваете ребенка, играет важную роль в формировании у него отношения к
своему речевому дефекту.
Попустительская установка: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит — и ничего!», «Есть
дети, говорящие еще хуже!» и т. д. Ребенок внушаем и скоро придет к выводу, что
его речь нормальна, с индивидуальными особенностями.
Противоположная установка: «Ты такой большой, а говоришь, словно тебе два года!», «С такой речью
тебя не возьмут в школу, над тобой будут смеяться дети!» и т. д. Здесь уже
формируется комплекс неполноценности. Ребенок может замкнуться или приобрести
еще один речевой дефект, например заикание.
А сейчас, уважаемые родители, я хочу показать
вам ситуацию, которая происходит во многих семьях.
Вы приходите домой, и
ребенок хочет с вами поделиться впечатлениями о прошедшем дне. Вы говорите: «Не
сейчас» (завязывает кукле рот). Ребенок хочет вам помочь, вы отказываетесь
(завязывает руки). Не зная, чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате.
Вы ругаете его за топот (завязывает ноги). Ребенку ничего не остается делать,
как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять его ругаете (завязывает уши).
Ребенок сидит и просто
смотрит телевизор. Вы заходите и говорите, что уже пора спать (завязывает
глаза).
Посмотрите, на что
похож ребенок? На кокон. Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую
бабочку...
А ваш малыш
развивается? Как часто вы говорите слово «нет» своему ребенку?...
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.03.2025
Дата обновления: 06.03.2025
Дата публикации: 05.03.2025