16.01.2024
Система
профилактики в детском саду обширна, На основании ФОП ДО п. 27 в образовательной
практике определяются следующие категории целевых групп обучающихся для
оказания им адресной помощи
1
нормотипичные дети с нормативным кризисом развития
2
обучающиеся с Особыми Образовательными Потребностями
3
дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
4
дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
5
обучающиеся "группы риска" проявляющие комплекс выраженных факторов
риска негативных проявлений
Каждая
целевая группа также разделяется на категории:
Первая
группа – это нормотипичные дети с нормативным кризисом развития. Кризис
детского возраста – это переходные этапы от одного стабильного жизненного
периода к другому, характеризующиеся психологическими новообразованиями.
Существует
множество разных подходов к их определению и классификации Выгодский для их обозначения ввел термин
«нормативные кризисы развития». В дошкольном возрасте – это 1 год, 3 года и 7
лет.
Возрастные
кризисы развития характеризуются определёнными
симптомами
1
год: громкий плач без слёз, резкие движения, чрезмерно живая мимика,
требовательные интонации, опасное любопытство, протесты против действий
взрослых.
В
3 года: негативизм, строптивость, упрямство, бунт, обесценивание, своеволие,
ничем не объяснимая жадность, ревность; необоснованная агрессия.
7
лет: не послушание, хотят быть взрослыми, не воспринимают критику, осознанно
обижают окружающих.
Существует
ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению
негативных симптомов в поведении ребёнка.
-
Вместо чрезмерного количества запретов — организовать безопасную среду для
ребёнка, которую он мог бы исследовать без угрозы для себя;
-
вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться — переключить
его внимание на что-то другое;
-
Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка в доступных для
данного возраста пределах.
-
Объяснять правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме;
-
Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий
ребёнку право выбора.
-
Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
При
нормальном развитии «фаза протеста» через некоторое время сама по себе
проходит.
Вторая целевая
группа
– это дети с особыми образовательными потребностями, в эти группу входят дети с
ОВЗ или инвалидностью, обучающиеся по индивидуальному учебному плану,
обучающиеся испытывающие трудности в освоении образовательной программы и
социальной адаптации, одаренные дети.
Обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью – это дети, которые
имеют недостатки в физическом или психологическом развитии. Получившие
заключение ПМПК или ИПРА. В ФЗ об образовании в ч 3 ст. 79 прописан перечень
специальных условий (условия обучения, воспитания и развития).
Адресная
помощь заключается в поддержке семьи, разработке индивидуального
образовательного маршрута и организация развивающей предметно пространственной
среды.
Третья целевая
группа дети
(или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная
ситуация это ситуация, обозначающая тревогу человека, попавшего в положение
которое всерьез сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности
которую семья или ребенок не может
преодолеть самостоятельно.
Это
– потеря одного из родителей, катастрофы, стихийные бедствия, вооруженные
конфликты, беженцы, переселенцы, жертвы насилия, малоимущие семьи. Трудная
жизненная ситуация подтверждается документально. Это справки, заключения
различных государственных органов, в которые подтверждают, что в результате
обстоятельств нарушена жизнедеятельность ребенка и семье требуется помощь из
вне, так как нет возможности преодолеть сложившуюся жизненную ситуацию самостоятельно.
Задача
педагогов и специалистов детского сада не остаться равнодушными к данным
обстоятельствам и оказывать посильную помощь семье и действовать в первую очередь в интересах
ребенка. Это забота, оперативность, взаимодействие, вера в ребенка.
4 целевая группа - Семья,
находящаяся в социально опасном положении, - это семья, где родители или иные
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их
поведение ...
Существует
3 основных критерия, когда ребенок находится в социально опасном положении:
-
родители не обеспечивают его жизненные потребности (в пище, образовании,
диагностике и лечении),
-
не следят за его поведением (есть проблемы с законом),
-
ведут аморальный образ жизни.
5 целевая группа обучающиеся
«Группы риска» это дети, проявляющие
комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений
(импульсивность,
агрессивность, неустойчивая или крайне низкая
(завышенная) самооценка). То есть это дети с девиантным поведением. Это
поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в
некоторых случаях и правовых норм. Чаще
это поведение - реакции детей на трудные
обстоятельства жизни.
Причины
отклонения в поведении:
Социально
– педагогическая запущенность, когда ребенок,
ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него
необходимых позитивных знаний, умений.
Глубоким
психическим дискомфортом, вызванным
неблагополучием семейных
взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье.
Отрицательное
влияние окружающей среды.
Нарушая
дисциплину, ребенок–дошкольник чаще всего понимает, что ведет себя неправильно, но не понимает,
что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
1.
Некоторые
дети выбирают «плохое поведение», чтобы
получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания.
2.
Некоторые
дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Часто они
демонстрируют своим поведением: «Ты мне
ничего не сделаешь» – и разрушают тем
самым установленный в группе порядок.
3.
Для
некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или
вымышленную обиду. Мстить они могут
кому-то из взрослым, детям или всему миру,
который «так несправедлив к ним».
4.
Некоторые
дети так боятся поражения, неудачи,
что предпочитают ничего не делать. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое,
и остаются в изоляции, неприступные и
«непробиваемые» никакими методическими
ухищрениями педагога.
К
какой бы целевой группе не относился ребенок наша с вами задача обеспечить
безопасное детство, всестороннее развитие и оказать экстренную помощь здесь и
сейчас. Важную роль во всестороннем развитии ребенка играет взаимодействие с
семьей - это информирование родителей о
мерах гос. поддержки семей имеющих детей дошкольного возраста. Просвещение
родителей, то есть повышение их компетентности. Построение взаимодействия
образовательной организации в форме партнерских отношений и конечно же
вовлечение родителей в образовательный процесс.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2024
Дата обновления: 19.03.2024
Дата публикации: 16.01.2024