Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Система профилактики в ДОУ

16.01.2024

Система профилактики в детском саду обширна, На основании ФОП ДО п. 27 в образовательной практике определяются следующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной помощи

1 нормотипичные дети с нормативным кризисом развития

2 обучающиеся с Особыми Образовательными Потребностями

3 дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

4 дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

5 обучающиеся "группы риска" проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений

Каждая целевая группа также разделяется на категории:

 Первая группа – это нормотипичные дети с нормативным кризисом развития. Кризис детского возраста – это переходные этапы от одного стабильного жизненного периода к другому, характеризующиеся психологическими новообразованиями.

Существует множество разных подходов к их определению и классификации  Выгодский для их обозначения ввел термин «нормативные кризисы развития». В дошкольном возрасте – это 1 год, 3 года и 7 лет.

Возрастные кризисы  развития характеризуются  определёнными

симптомами

1 год: громкий плач без слёз, резкие движения, чрезмерно живая мимика, требовательные интонации, опасное любопытство, протесты против действий взрослых.

В 3 года: негативизм, строптивость, упрямство, бунт, обесценивание, своеволие, ничем не объяснимая жадность, ревность; необоснованная агрессия.

7 лет: не послушание, хотят быть взрослыми, не воспринимают критику, осознанно обижают окружающих.

Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка.

- Вместо чрезмерного количества запретов — организовать безопасную среду для ребёнка, которую он мог бы исследовать без угрозы для себя;

- вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться — переключить его внимание на что-то другое;

- Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка в доступных для данного возраста пределах.

- Объяснять правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме;

- Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.

- Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

При нормальном развитии «фаза протеста» через некоторое время сама по себе проходит.

Вторая целевая группа – это дети с особыми образовательными потребностями, в эти группу входят дети с ОВЗ или инвалидностью, обучающиеся по индивидуальному учебному плану, обучающиеся испытывающие трудности в освоении образовательной программы и социальной адаптации, одаренные дети.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью – это дети, которые имеют недостатки в физическом или психологическом развитии. Получившие заключение ПМПК или ИПРА. В ФЗ об образовании в ч 3 ст. 79 прописан перечень специальных условий (условия обучения, воспитания и развития).

Адресная помощь заключается в поддержке семьи, разработке индивидуального образовательного маршрута и организация развивающей предметно пространственной среды.Хочу такой сайт

Третья целевая группа дети (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация это ситуация, обозначающая тревогу человека, попавшего в положение которое всерьез сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности которую семья или ребенок  не может преодолеть самостоятельно.

Это – потеря одного из родителей, катастрофы, стихийные бедствия, вооруженные конфликты, беженцы, переселенцы, жертвы насилия, малоимущие семьи. Трудная жизненная ситуация подтверждается документально. Это справки, заключения различных государственных органов, в которые подтверждают, что в результате обстоятельств нарушена жизнедеятельность ребенка и семье требуется помощь из вне, так как нет возможности преодолеть сложившуюся жизненную ситуацию  самостоятельно.

Задача педагогов и специалистов детского сада не остаться равнодушными к данным обстоятельствам и оказывать посильную помощь семье  и действовать в первую очередь в интересах ребенка. Это забота, оперативность, взаимодействие, вера в ребенка.

4 целевая группа - Семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение ...

Существует 3 основных критерия, когда ребенок находится в социально опасном положении:

- родители не обеспечивают его жизненные потребности (в пище, образовании, диагностике и лечении),

- не следят за его поведением (есть проблемы с законом),

- ведут аморальный образ жизни.

5 целевая группа обучающиеся «Группы риска» это дети, проявляющие  комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений

(импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая  (завышенная) самооценка). То есть это дети с девиантным поведением. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и  правовых норм. Чаще это поведение - реакции детей на трудные  обстоятельства жизни.

Причины отклонения в поведении:

Социально – педагогическая запущенность, когда ребенок,  ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений.

Глубоким психическим дискомфортом,  вызванным неблагополучием семейных  взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье.

Отрицательное влияние окружающей  среды.

Нарушая дисциплину, ребенок–дошкольник чаще всего понимает,  что ведет себя неправильно, но не понимает, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

1.    Некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания.

2.    Некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Часто они демонстрируют  своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» – и  разрушают тем самым установленный в группе порядок.

3.    Для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду.  Мстить они могут кому-то из взрослым, детям или всему миру,  который «так несправедлив к ним».

4.    Некоторые дети так       боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и  остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые»  никакими методическими ухищрениями педагога.

К какой бы целевой группе не относился ребенок наша с вами задача обеспечить безопасное детство, всестороннее развитие и оказать экстренную помощь здесь и сейчас. Важную роль во всестороннем развитии ребенка играет взаимодействие с семьей  - это информирование родителей о мерах гос. поддержки семей имеющих детей дошкольного возраста. Просвещение родителей, то есть повышение их компетентности. Построение взаимодействия образовательной организации в форме партнерских отношений и конечно же вовлечение родителей в образовательный процесс.  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.03.2024

Дата обновления: 19.03.2024

Дата публикации: 16.01.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».