22.11.2023
В настоящее время уделяется повышенный интерес к вопросам
выявления, обучения и развития одаренных детей. Детская одарённость
как интегральная личностная характеристика определяет возможность достижения
ребёнком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.
В
детском саду необходимо создавать условия для творческой самореализации
личности в различных видах деятельности. Необходимо создавать в группах такую
развивающую предметно - пространственную среду, которая сама провоцирует
ребёнка на деятельность.
Существует
несколько периодов для развития способностей детей.
Самым
благодатным периодом для развития способностей является раннее детство и
дошкольный возраст. На представленной схеме «Лесенка способностей» показан путь
восхождения ребёнка к вершинам своего развития.
Первый
этап (2-3 года). Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые
сенсорные впечатления.
Ребёнок
воспринимает и изучает окружающий мир не разумом, а органами чувств. Существуют
разные средства воздействия на чувства: одним из наиболее эффективных является
искусство. В данном возрасте ребёнок восприимчив к музыке, театру, литературе,
устному народному творчеству.
Второй
этап (3-4 года). Погружение в деятельность. Начальные признаки природного
потенциала.
Деятельность
это важное условие для пробуждения и развития природного потенциала. Такими
видами деятельности могут быть пение, рисование, лепка, спорт, игра.
Третий
этап (4-5 лет). Интерес, желание, творческий поиск.
Дети
начинают проявлять избирательный интерес: одному больше нравится петь, другому
– рисовать, занимается спортом. Ребёнок проявляет интерес именно к той
деятельности, в которой он наиболее успешен. Главное на этом этапе – поддержать
ребёнка, помочь ему определиться, оказать поддержку.
Четвёртый
этап (5-6 лет). Яркие проявления природного потенциала.
Уровень
развития его способностей достигает к этому моменту достаточно высокого уровня.
Наблюдается чёткое избирательное отношение к определённым видам деятельности.
Одним из показателей одарённости ребёнка является повышенный уровень
интеллекта. С целью развития интеллектуальных способностей необходимо
предлагать детям различные виды интеллектуальных игр: ребусы, головоломки,
лабиринты, лото, шашки, лего, мозаику.
Пятый
этап (6-7лет). Проявление одарённости.
Это
подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей
уже достаточно высок. В данном возрасте необходимо расширить сферу их
деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального
развития. Главными помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают
мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, музыкальной
и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствоваться в
приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им
увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.
Существует
несколько форм проявления детской одаренности.
Явная
- проявляющаяся в деятельности ребенка ярко и отчетливо
Скрытая
- проявляющаяся в замаскированной форме
Актуальная–замеченная
психологами, педагогами, родителями (талантливые дети)
Ранняя-
проявление выдающихся способностей в раннем возрасте
Поздняя
– достижение выдающихся результатов в зрелом возраста.
Поэтому
необходима диагностика выявления предпосылок одаренности.
Задача
педагога развивать предпосылки одаренности при тесном сотрудничестве с семьей.
Это могут быть в первую очередь рекомендации посещения дополнительного
образования, консультации с родителями,
буклеты, памятки и т д. На слайде представлены различные формы работы с семьей.
Самая
лучшая оценка работы педагога – награды его воспитанников.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2024
Дата обновления: 19.03.2024
Дата публикации: 22.11.2023