04.09.2023
Проблема адаптации детей к условиям детского сада для нас не нова. Большинство из вас имеет богатый опыт в данном направлении работы.
-Что же такое адаптация?
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Выделяют два вида адаптации:
Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых оказался ребёнок.
Социальная адаптация – приспособление к новым социальным условиям.
Длительность протекания адаптационного процесса обычно оценивают по трем степеням
Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, сам идет на контакт.
Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду.
Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к безболезненному приспособлению его к новым условиям и позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.
Причины плохой адаптации ребенка к детскому саду
• Особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);
• Отсутствие тренировки его нервной системы
• Состояние здоровья (у всех детей разная нервная система, иммунная система и т. д.);
• Отсутствие навыков самостоятельности (ребенок не умеет одеваться, ходить на горшок, он тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться);
• Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду);
• Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния, от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
• Стили семейного воспитания отличаются от общепринятых;
• У ребенка не развита коммуникация, нет опыта общения со сверстниками;
• Ребенок настороженно относится к чужим взрослым;
• Не умеет занять себя на некоторое время игрой.
Влияние педагога на течение адаптации
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.
Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:
Ø Воспитателю нужно быть доброжелательным, терпеливым.
Ø Называть ребенка ласковым именем, как дома.
Ø Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
Ø Использовать игрушки забавы (музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).
Ø При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
Ø Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
Ø Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
Ø Использование игр на сближение детей друг с другом.
Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом. Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру. Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта.
Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2024
Дата обновления: 19.03.2024
Дата публикации: 04.09.2023