Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Процесс адаптации ребенка к ДОУ

04.09.2023

Проблема адаптации детей к условиям детского сада для нас не нова. Большинство из вас имеет богатый опыт в данном направлении работы.

-Что же такое адаптация

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Выделяют два вида адаптации:

Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых оказался ребёнок.

Социальная адаптация – приспособление к новым социальным условиям.

Длительность протекания адаптационного процесса обычно оценивают по трем степеням

Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, сам идет на контакт.

Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду.

Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к безболезненному приспособлению его к новым условиям и позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.



Причины плохой адаптации ребенка к детскому саду

• Особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);

• Отсутствие тренировки его нервной системы

• Состояние здоровья (у всех детей разная нервная система, иммунная система и т. д.);

• Отсутствие навыков самостоятельности (ребенок не умеет одеваться, ходить на горшок, он тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться);

• Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду);

• Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния, от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

• Стили семейного воспитания отличаются от общепринятых;

• У ребенка не развита коммуникация, нет опыта общения со сверстниками;Хочу такой сайт

• Ребенок настороженно относится к чужим взрослым;

• Не умеет занять себя на некоторое время игрой.

Влияние педагога на течение адаптации

Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:

Ø Воспитателю нужно быть доброжелательным, терпеливым.

Ø Называть ребенка ласковым именем, как дома.

Ø Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.

Ø Использовать игрушки забавы (музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).

Ø При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.

Ø Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).

Ø Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.

Ø Использование игр на сближение детей друг с другом.

 

Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом.  Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру. Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта.

Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.03.2024

Дата обновления: 19.03.2024

Дата публикации: 04.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».