05.03.2024
Для развития мелкой моторики рук
используются следующие приемы и упражнения:
1. массаж кистей рук;
2. пальчиковая гимнастика и игры;
3. лепка из глины;
4. выполнение движений с мелкими предметами
(вырезание, завязывание, нанизывание) ;
5. выполнение «закручивающих» движений)
закручивание гаек, волчков) .
6. специальные упражнения для подготовки руки к
письму.
Даже если дошкольник много рисует, но при этом нет
руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться
неправильно.
Большое значение имеет рисование, так как оно тесно
взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе
рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими
умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному
контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.
Например, для формирования навыка равномерного
движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке
(накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или
фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление
линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.
Также можно упражнять руку ребенка в процессе
рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые
линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат,
прямоугольник и т. д.) . Эти упражнения должны выполняться в занимательной
форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки.
Очень хорошо поиграть с детьми в игры с крупой,
пуговицами, мелкими камешками, бусинами. Детям предлагается сортировать,
угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, эти
предметы, а в более старшем возрасте выкладывания букв из семян, веточек,
мелких пуговиц, катаем карандаши с гранями между ладонями.
Уровень развития мелкой моторики рук — один из
важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.
Ведь овладеть письмом ребенок сможет, если его пальчики хорошо слушаются. Если
развита мелкая моторика рук, у вашего ребенка будет красивый почерк, и вообще
это поможет вам избежать многих проблем в обучении в школе.
Попросите ребенка представить, что он только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замёрзший снег. Вы можете попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. На вашу команду снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова (расслабляем ее), затем плечи, руки, спина, ноги. Можно так же предложить «растаять», начиная с ног.
Упражнение «Кулачки».
Попросите ребенка согнуть руки в локтях и начать сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется упражнение до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.
Упражнение «Песенка стрекозы».
Попросите ребенка повторять за вами стихотворение, сопровождая слова движениями. Показывайте эти движения сами. А потом попросите повторить.
Я
летала, я летала,
Уставать
я не желала.
(Пусть
дети плавно взмахнут руками).
Села,
посидела,
И
опять полетела.
(Пусть
дети опустятся на одно колено).
Я
подруг себе нашла,
Весело
нам было.
(Дети
снова должны делать летательные движения руками).
Хоровод
кругом вела,
Солнышко
светило.
(Возьмитесь
с детьми за руки и водите хоровод).
Упражнение
«Жираф и мышонок».
Пусть малыши встанут, выпрямившись, затем встанут на колени, подниму руки вверх, потянутся и посмотрят на руки и сделают вдох, произнося:
(Приседают, обхватив руками колени и опустив голову, делают выдох, с произношением звука: ш-ш-ш-…).
У
мышонка маленький.
(Затем
дети идут и одновременно произносят):
Наш
жираф пошел домой
Вместе
с мышкой серенькой.
У
жирафа рост большой
У
мышонка- маленький.
(Повторять
6-8 раз).
Упражнение «Лыжи».
Попросите ребенка встать стоя, расставив ноги на ширине плеч и сжать руки в кулачки. Это будут наши 2лыжи». Теперь двигаемся на «лыжах», и читаем стихотворение:
Мы
едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы
любим забавы холодной зимы.
ПРОКАТЫВАНИЕ
ШАРИКОВ.
Ребенок
катает маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать
разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен
выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите ребенку:
«Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно
катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих
играх).
2.
ИГРА С ИЗЮМОМ.
Всегда
очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте
тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как
правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и
указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на
расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей
семьей! Радость гарантирована!
3.
ПЕРЕСЫПАНИЕ.
Пересыпайте
с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в
другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду
– пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно
пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие
игрушки.
4.
РЕЗИНОВАЯ ГРУША.
Выберите
маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха,
которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол,
пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни
груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с
которыми малыш развивает силу рук.
5.
ВОЛЧКИ.
Сначала
ребенок учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после
этого дайте ребенку волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые
другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также
полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
6.
РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ,
БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ,
МОЛНИИ и т д.
7.
НАМАТЫВАНИЕ. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и
разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2024
Дата обновления: 19.03.2024
Дата публикации: 05.03.2024