Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Развитие мелкой моторики рук

05.03.2024

Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
1. массаж кистей рук;
2. пальчиковая гимнастика и игры;
3. лепка из глины;
4. выполнение движений с мелкими предметами (вырезание, завязывание, нанизывание) ;
5. выполнение «закручивающих» движений) закручивание гаек, волчков) .
6. специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Даже если дошкольник много рисует, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно.

Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.

Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.

Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.) . Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки.

Очень хорошо поиграть с детьми в игры с крупой, пуговицами, мелкими камешками, бусинами. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, эти предметы, а в более старшем возрасте выкладывания букв из семян, веточек, мелких пуговиц, катаем карандаши с гранями между ладонями.

Уровень развития мелкой моторики рук — один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Ведь овладеть письмом ребенок сможет, если его пальчики хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у вашего ребенка будет красивый почерк, и вообще это поможет вам избежать многих проблем в обучении в школе.


 Упражнение «Снеговик».

Попросите ребенка представить, что он только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замёрзший снег. Вы можете попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. На вашу команду снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова (расслабляем ее), затем плечи, руки, спина, ноги. Можно так же предложить «растаять», начиная с ног.

 

Упражнение «Кулачки».

Попросите ребенка согнуть руки в локтях и начать сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется упражнение до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

 

Упражнение «Песенка стрекозы».

Попросите ребенка повторять за вами стихотворение, сопровождая слова движениями. Показывайте эти движения сами. А потом попросите повторить.

Я летала, я летала,

Уставать я не желала.

(Пусть дети плавно взмахнут руками).

Села, посидела,

И опять полетела.

(Пусть дети опустятся на одно колено).

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

(Дети снова должны делать летательные движения руками).

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило.

(Возьмитесь с детьми за руки и водите хоровод).

Упражнение «Жираф и мышонок».

Пусть малыши встанут, выпрямившись, затем встанут на колени, подниму руки вверх, потянутся и посмотрят на руки и сделают вдох, произнося:

У жирафа рост большой.Хочу такой сайт

(Приседают, обхватив руками колени и опустив голову, делают выдох, с произношением звука: ш-ш-ш-…).

У мышонка маленький.

(Затем дети идут и одновременно произносят):

Наш жираф пошел домой

Вместе с мышкой серенькой.

У жирафа рост большой

У мышонка- маленький.

(Повторять 6-8 раз).

 

Упражнение «Лыжи».

Попросите ребенка встать стоя, расставив ноги на ширине плеч и сжать руки в кулачки. Это будут наши 2лыжи». Теперь двигаемся на «лыжах», и читаем стихотворение:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.

Мы любим забавы холодной зимы.

 

ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.

Ребенок катает маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите ребенку: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

 

2. ИГРА С ИЗЮМОМ.

Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

 

3. ПЕРЕСЫПАНИЕ.

Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

 

4. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.

Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

 

5. ВОЛЧКИ.

 

Сначала ребенок учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте ребенку волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

 

6.  РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ и т д.

 

7. НАМАТЫВАНИЕ. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.03.2024

Дата обновления: 19.03.2024

Дата публикации: 05.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».