12.01.2024
Единственные
дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое
время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по
сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Главное
в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время
близко общается лишь со взрослыми. Быть одному - маленькому в
"стране великанов" - не так легко и просто. Не имея возможности
сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста,
а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок
остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой
ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои
силы.
Единственный
ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему
что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат с помощью. Если в большой семье
малыш никак не может застегнуть пуговицу и только после десятой неудачной
попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто
делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным
детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает
осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи.
Развиваясь
в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность,
но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой
разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок
начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой
окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького
деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе -
истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости.
Другая характерная особенность развития единственных детей - они
не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста
(братьями, сестрами), что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственные дети склонны считать себя уникальными,
ценными, ставить себя выше других. В школе, где они попадают в ситуацию
сравнения с другими детьми, которая часто раскрывает их завышенное самомнение,
они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы
достичь этого, они часто шалят и проказничают.
Отсутствие
возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что
единственным детям труднее общаться со сверстниками. Во-первых, они не имеют
опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов.
Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи
много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений,
ему нелегко понимать детские шутки. Однако в ситуации развития единственных
детей есть свои положительные стороны.
Во-первых,
они получают больше внимания и любви родителей. Только в тех случаях, когда
родители "перегибают", не оставляют места для инициативы ребенка, не
дают возможности ему самому испробовать свои силы, преодолевать препятствия,
вреда бывает больше, чем пользы. К сожалению, тенденция именно такова: ведь у
родителей он единственный. Однако есть родители, которые пересиливают эту свою
"слабинку" и создают ребенку нормальную обстановку для развития.
Во-вторых,
родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его
способности, быть более внимательными к его внутреннему миру, его переживаниям.
Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в
других семьях. Таким образом, можно заключить, что как
плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком
оставляют более яркий след в его личности. В социальном плане
единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их
обучение тратится больше времени, привлекаются различные репетиторы, дети
устраиваются в разнообразные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети
лучше обеспечиваются материально, что важно для начала самостоятельной жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.03.2024
Дата обновления: 07.03.2024
Дата публикации: 12.01.2024