06.10.2023
Возраст от 4 до 6 - период относительного затишья. Так
или иначе, ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У
него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к
близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к
окружающему миру.
Приобретает малыш и известную самостоятельность.
В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко
говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон,
упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека. Но
это, конечно, не значит, что все проблемы решены. При неправильной тактике
легко, например, нарушается аппетит или режим сна.
Сразу заметим, как и на предыдущих возрастных этапах, мерилом правильного
питания являются показатели физического развития ребенка. Так, на 3 году малыш
вырастает приблизительно на 10 см, а в весе прибавляет около 3 кг. В дальнейшем
темп этот несколько замедляется: до 5-7 см и до 2 кг каждый год. Если ребенок
выдерживает данный темп, особого беспокойства возникать не должно. Ночной сон в
этот период, как и раньше, должен быть не менее 10 часов. И почти до самой
школы рекомендуется также и дневной сон - час-полтора.
Возникают известные трудности с вечерним засыпанием.
Поэтому отход ко сну необходимо обставить особым ритуалом: гигиенические
мероприятия, переодевание в ночную одежду, ласковая и тактичная беседа,
повышенное внимание к словам и поведению ребенка, интересная сказка или
поучительная история, рассказываемая спокойно, умиротворяюще, притушенный свет,
относительная тишина.
Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и
приятной для ребенка. Особенно это касается детей со слабым типом высшей
нервной деятельности.
Навыки опрятности обычно уже хорошо усвоены ребенком, но еще некоторое время он
продолжает; иногда просыпаться "мокрым". И в этом случае нет места
излишней спешке и нервозности. Бессмысленно будить ребенка по ночам для того,
чтобы он сходил на горшок. Пусть все идет естественным путем.
Для привития гигиенических навыков используйте тягу
ребенка к самоутверждению и склонность к подражанию. Если взрослые сами
постоянно выполняют требования гигиены, то и малыш в конце концов почувствует
необходимость вымыть руки перед едой: и как же, он ведь совсем
"большой".Уже младший дошкольник начинает осознавать свою
индивидуальность, личную обособленность, свою "самость", у него
начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще
говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные
принципы и нравственные оценки, тем не менее он уже отлично знает, "что
такое хорошо и что такое плохо", он уже может понять, что необходимо
слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он
способен переживать такие чувства, как гордость и стыд.
Основным стимулом деятельности является оценка его
поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы
заслужить похвалу.
Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к
сочувствию. Он может заставить, себя (хотя бы на время) не шуметь, если ему
скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может - присмиревший и
серьезный - подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим сочувствием и
любовью, своим поцелуем и крепким объятием.
В это же время появляются у ребенка и первые ростки
доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше.
Например, малыш делится с вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством. И
вряд ли нужно тут же отдавать конфету или грушу ему обратно. Наоборот, надо
дать ему вкусить радость своего великодушия и даже самопожертвования, если
хотите. Эта радость разовьет в дальнейшем благодатные свойства его души.
Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка
способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих.
Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные
дела, важная работа.
Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в
семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх,
уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу,
но вполне доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма
помогут малышу безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в
дальнейшем и к школе.
Важным фактором при воспитании дошколят является
склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А. С.
Макаренко: "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с
ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его
в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь,
как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или
печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете
газету, - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне
ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него
невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или
пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный
вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо..." Пожалуй, лучше и не
скажешь.
Для большинства детей в обычных условиях характерно
оптимистическое восприятие жизни. Окружающий мир кажется им устроенным самым
лучшим образом. Нужно всегда помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую
психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения,
устраивать, сцены и скандалы.
Нет смысла рассказывать при детях различные страшные
истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для иного ребенка
подобная информация может стать сверхсильным раздражителем, своеобразным
трамплином для нервного срыва. Нужно постепенно, крайне осторожно и в более
старшем возрасте вводить маленького человека в сложный и противоречивый
взрослый мир. Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной
жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его
первозданной красоте и чистоте.
Любознательность ребенка в дошкольном возрасте не знает границ. Его интересует
буквально все, он задает взрослым тысячи вопросов и на каждый требует
немедленного, понятного для него ответа. При объяснениях ребенок любит и просит
повторений - они помогают ему запомнить и лучше понять объяснение, поэтому
нельзя сердиться и обрывать малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз
задает один и тот же вопрос. Ученые этот возрастной период так и назвали -
"стадия вопросов". Очень важно давать детям правдивые ответы на вопросы,
доступные их пониманию.
Для нормального развития личности ребенка и всех ее
составляющих - интеллекта, способности к творчеству, эмоциональной и социальной
сферы - необходимо, чтобы он с самого раннего детства испытывал чувство защищенности,
воспринимал заботу взрослых о себе. В возрасте 5-6 лет у детей наступает
известный в психологии "пик страхов", когда возрастает число детских
страхов, боязней и их интенсивность. К 6 годам отмечается осознание конечности
отдельной жизни и формирование "страха смерти".
Таковы, в общем, основные особенности психологии детей
дошкольного возраста.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.03.2024
Дата обновления: 07.03.2024
Дата публикации: 06.10.2023