28.04.2023
Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования
- это удовольствие и неудовольствие.
Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - тогда он испытывает
положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного
и безмятежного сна.
Если же ребенок испытывает по какой-либо причине
дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С
возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде
деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для
них вещи.
Агрессия в той или иной степени присуща каждому
человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью
которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от
животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные
инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей
происходит социализация агрессии.
Те же люди, которые не научились контролировать свои
агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более
тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие
люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не
столь отдаленные.
Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в
своих детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для
человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка
очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому
себе) или перейти в психосоматическое расстройство.
Родителям важно научить ребенка не подавлять, а
контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также
защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы
других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться
с основными причинами агрессивного поведения.
Можно выделить три
основных источника деструктивного поведения:
1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие
безопасности ребенка;
2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных
потребностей;
3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности. К первому году жизни у ребенка
формируется либо базовое чувства доверия к окружающему миру и людям, ощущение
безопасности, либо недоверия, страха и тревоги.
На формирования отношения к миру влияет много причин.
В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после
родов.
Также на формирование отношения к миру оказывает
влияние проявление родителями безусловной любви к своему ребенку, либо
отсутствие таковой. Если родители проявляли искреннюю любовь к своему малышу в
любой ситуации, если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у
него возникало чувство доверия к окружающим.
Травмирующее влияние на психику детей оказывают также
ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша
возникает ощущение приближающейся катастрофы.
Теперь
нужно сказать несколько слов о том, как нужно
вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или
чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить. О чем-то мы уже
упоминали выше, при описании причин.
1.
Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к
ребенку в любой ситуации.
Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный
момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не
раздражайтесь на него за назойливость
2.
Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны
контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети
учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за
поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).
3.
Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять
проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут
нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные
чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при
помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
4.
Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками -
обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со
временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.
5.
Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте
всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и
независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время
покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать
совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то
сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.
6.
Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните
ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у
другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не
захочет играть, и он останется в гордом одиночестве.
7.
Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка
форме.
8.
Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным
образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне
нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят,
что родители действительно довольны ими.
9.
Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса,
родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных
слов (стыдно и др.).
10.
Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
11.
В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький
ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним
рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки,
вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в
которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в
тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный
кризис, успокоить его нелегко.
12.
Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре,
спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия
стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.03.2024
Дата обновления: 07.03.2024
Дата публикации: 28.04.2023