Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития воспитанников» Принято: Советом педагогов Протокол №_3 От 20.09.2024 Утверждаю: Заведующий БМАДОУ «Детский сад №22» С.Л.Смирнова_________ Приказ № 3/ОД от 20.09.2024 г. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Естествознайки» Возраст детей 6 - 7 лет Срок реализации 1 год Автор составитель: Сальникова М.С. Березовский, 2024г. Содержание Раздел I. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4 1.5. 1.6. Раздел II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. Комплекс основных характеристик ДОП Пояснительная записка Цель и задачи ДОП Учебный план Календарный учебный график Содержание ДОП Планируемые результаты освоения ДОП Комплекс организационно-педагогических условий ДОП Описание образовательных и учебных форматов Материально-техническое обеспечение ДОП Формы промежуточного контроля Контрольные измерительные материалы Список литературы 3 3 4 4 5 6 9 10 10 11 13 13 15 Раздел I. Комплекс основных характеристик ДОП. 1.1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Естествознайки» соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам: Программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; - Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказом от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; - Уставом Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников», приказ УО БГО № 169 от 7 июня 2023 г. - Положением о порядке предоставления платных образовательных услуг в Березовском муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 22». Программа разработана с учетом потребности родителей воспитанников. Актуальность Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников – исследование и экспериментирование, это дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. На каждом занятии дошкольники будут вовлечены в активную деятельность, самостоятельно узнавать и познавать различные предметы ближайшего окружения, их свойства и отличительные особенности, находить взаимосвязи и делать выводы и заключения. Возраст 6 - 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, самостоятельности, активности, формирование интереса к познанию окружающей действительности, оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Направленность программы - естественнонаучная. Уровень освоения – базовый. Особенности организации образовательного процесса. Форма организации образовательного процесса – экспериментальная лаборатория. Воспитанники во время деятельности «превращаются» в маленьких ученых и проводят опыты, эксперименты. Адресат программы – воспитанники старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) Количество детей в группе 10 – 12 человек. Объем и срок освоения программы: количество учебных часов – 23, период обучения – 6 месяцев. Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность – 30 минут 1.2. Цели и задачи программы. Цель: расширить практический опыт воспитанников по ознакомлению с окружающим в процессе экспериментальной деятельности, обеспечить возможность для развития познавательных способностей через исследование предметов, объектов и явлений окружающей среды. Задачи: Предметные: 1. Развивать познавательные способности: умение исследовать, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять закономерности, рассуждать, делать выводы, умозаключения, анализировать результат экспериментальной деятельности. 2. Углублять представления о свойствах предметов и явлениях окружающей действительности, о взаимодействии различных веществ при их соединении; о влиянии одних предметов на свойства других. Метапредметные: 3. Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий. 4. Развивать и совершенствовать речевые и коммуникативные навыки при общении воспитанников во время экспериментальной деятельности. Личностные: 5. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность в процессе опытноэкспериментальной деятельности, интерес к познанию окружающей действительности. 6. Воспитывать умение работать в парах, командах. Интеграция образовательных областей: познавательно развитие речевое развитие социально-коммуникативное развитие. 1.3. Учебный план № 1 1.1 1.2 1.3 2 Раздел Вводное занятие Живая и неживая природа Свойства живого. Разнообразие живого мира Неживая природа Песок и глина Количество часов Всего 1 3 Теория 1 2 Практика 1 1 1 1 0,5 0,5 1 2 0,5 1 0,5 1 Формы промежуточного контроля Викторина по теме 2.1 2.2 3 3.1 3.2 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5 5.1 5.2 6 6.1 6.2 7 7.1 7.2 8 8.1 8.2 Песочная страна Глина и песок Воздух Удивительный воздух Загадочные пузыри Вода Удивительная вода. Свойства воды Круговорот воды в природе Вода в жизни человека и растений Сила замороженной воды Прозрачная вода Водяная мельница Магнит 1 1 2 1 1 6 0,75 0,25 0,5 0,25 0,25 3,25 0,25 0,75 1,5 0,75 0,75 2,75 1 0,5 0,5 1 0,75 0,25 1 0,75 0,25 1 0,5 0,5 1 1 2 0,5 0,25 0,75 0,5 0,75 1,25 Магнит и его свойства Парящий самолет Электричество Почему лампочка светит? Танцующая фольга. Стекло В мире стекла Знакомство с увеличительным стеклом Небо и космос Солнечная система День и ночь Итоговое занятие 1 0,5 0,5 1 2 0,25 1,5 0,75 0,5 1 1 - 1 2 1 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 2 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Викторина по теме 1 - 1 Защита минипроектов 23 ч 12 ч 11 ч Итого Викторина по теме Викторина по теме Викторина по теме Викторина по теме Викторина по теме Викторина по теме 1.4. Календарный учебный график. Начало учебного года – 14 октября 2024 Окончание учебного года – 7 апреля 2025 Продолжительность учебного года – 23 недели Количество занятий в неделю – 1 занятие Праздничные дни – 4 ноября, 29 декабря - 8 января, 1 - 2 мая, 8 - 9 мая. Педагогический мониторинг – 14-21 октября, 31 марта - 7 апреля. № заняти я Раздел 1.5. 1 3 4 Живая и неживая природа 2 Тема заня тия Теоретические сведения Практическая работа Формы контроля Ввод ное заня тие Ознакомление с содержанием программы. Правила поведения на занятии. Выдача дневников наблюдения. Правила ведения дневника наблюдений. Познакомить детей со свойствами живой природы. Потренироваться находить свойства живого в объектах. Учиться делать заключения по имеющимся свойствам. - Выдача дневников наблюдений Познакомить с царствами животных, растений и грибов. Развивать умение находить общее и различие. Схемы в дневнике наблюдений. Развивать навыки классификации животного мира. Работа с дневником Познакомить с примерами неживой природы. Развивать умение устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы. Знакомство с «песочными часами». Работа с дневником Свой ства живо го Разно образ ие живо го мира Нежи вая прир ода Песо чная стран а Песок и глина 5 Содержание программы. 6 Глин аи песок Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Познакомить детей с оборудованием для экспериментов. Развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинноследственные зависимости и делать выводы. Определение объекта «Песок» к категории «Неживая природа». Изучение объекта «глина». Сравнение объектов «глина» и «песок» - Опытноэкспериментальным путём определить свойства песка. Работа с дневником Познакомить со способом изготовления рисунка из песка и глины (глиняные таблички, песочный рисунок) викторина Удив итель ный возду х 8 Воздух 7 Загад очны е пузы ри Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Удив итель ная вода Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель. Три агрегатных состояния воды. 10 Вода в жизн и челов ека и расте ний Круг овор от воды Сила замо роже нной воды Презентация на тему «Вода в жизни человека и животных» Вода 9 11 12 13 Водя ная мель ница Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Познакомить со свойствами воды при замерзании. Познакомить детей с разными способами очистки воды. 7 Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Работа с дневником Выяснить при помощи чего получаются мыльные пузыри, опытным путём определить зависимость размера пузыря от количества (силы) выдыхаемого воздуха. Эксперимент «Пузыри в воде» Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Эксперимент «Значение воды для растений» Викторина Работа с дневником Викторина Эксперимент «Испарение» Работа с дневником Опытноэкспериментальным путём показать, как лед сдвигает, или разрушает предметы. С помощью эксперимента сравнить свойства льда и воды, выявить, что лёд легче воды. Фильтрование воды. Викторина Работа с дневником Магн ит и его свойс тва Магнит 14 Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков. Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Эксперимент «Как достать скрепку из воды, не замочив рук» Работа с дневником Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Наблюдение Проведение эксперимента «Компас и магнит». Работа с дневником Паря щий само лет 16 Комп ас Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. 17 Поче му ламп очка свети т? Понимать принцип работы электроприбора. Формировать элементарные навыки техники безопасности при обращении с электрическими приборами. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве. Электричество 15 Танц ующа я фоль га 19 В мире стекл а Стекло 18 20 Увел ичите льное стекл о Познакомить детей с понятием «стекло». Сформировать представление о свойствах стекла. Активизировать знания детей об использовании свойств стекла человеком. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о стекле и его свойствах. Закрепить свойства увеличительного стекла, познакомить детей с биноклем, подзорной трубой, лупой, микроскопом 8 Викторина Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. Знакомство со свойствами стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); использование свойств стекла в изготовлении зеркала. Работа с дневником Рассматривание объектов через увеличительное стекло, микроскоп Наблюдение Работа с дневником 22 23 Солн ечная систе ма День и ночь Итоговое занятие Небо и космос 21 Объяснить детям, почему планеты вращаются вокруг Солнца. Познакомить и на опыте показать модель солнечной системы Викторина Объяснить и показать детям на модели, почему бывает день и ночь. Познакомить с моделью «Вращение Земли вокруг солнца» Мини-проекты по темам программы Работа с дневником Наблюдение 1.6. Планируемые результаты освоения ДОП воспитанниками. Предметные: Проявляют интерес к исследованию предметов ближайшего окружения, называют их свойства, признаки отличительные особенности. Демонстрируют высокий уровень развития познавательных способностей: сравнивают, анализируют, обобщают, выявляют закономерности, рассуждают, делают выводы, умозаключения, анализируют результат экспериментальной деятельности. Метапредметные: Демонстрируют высокий уровень речевого развития и коммуникативных навыков: рассуждают, делают выводы, умозаключения, анализируют результат экспериментальной деятельности, без помощи взрослого. Личностные: Проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе опытноэкспериментальной деятельности. Умеют работать в парах, согласовывают действия с партнером, оказывают помощь в экспериментальной деятельности сверстникам. 9 Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Описание образовательных и учебных форматов. Форма организации образовательного процесса – групповая. Категория обучающихся дошкольного возраста – воспитанники общеразвивающей группы старшего Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом исследовательский – самостоятельная работа детей. В процессе реализации программы будут использованы следующие методы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.) наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Технологии обучения: игровая технология; технология сотрудничества; проектная технология. При разработке программы учитывались следующие принципы: доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы). “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ). Алгоритм занятия: 1.Постановка исследовательской задачи. 2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования. 4.Уточнение плана исследования. 5.Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования. 6.Распределение детей на подгруппы. 7.Самостоятельная поисковая деятельность детей. 8. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования. 10 осуществления Для положительной мотивации деятельности дошкольников будут использованы различные стимулы: • • • • • внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так); ситуация выбора В процессе реализации программы будут использованы следующие методы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.) наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) 2.2. Материально-техническое обеспечение. • • • • • • • • Оборудование детской лаборатории: Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная), ткань. медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, весы, мерные ложки; красители (гуашь, акварельные краски, пищевые красители); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи, магниты, нитки, трубочки для коктейля, веревочки, губки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки, компас; проектор; ноутбук. Список опытов и экспериментов: Моя первая лаборатория, 60 опытов, Эврики Медицинский набор, 10 тестов, 7 опытов, Эврики Небесный атлас, сделай сам, Эврики 10 экспериментов по химии и физике, Данко-тойс Магические опыты, Эврики Конструктор электромеханический Магия жидкостей, 10 экспериментов, Эврики science Метеостанция, набор для опытов, Эврики Интересные эксперименты для начинающих исследователей, 16 опытов, Раноккреатив 5 опытов с магнитами, 3 набора Кораловый риф, набор для опытов, Смешарики, 2 набора Чудо-химия, химические водоросли, Эврики Электронный конструктор «Водяная мельница», Эврики Электронный конструктор «Знакток» Электровикторина «Окружающий мир» Электровикторина «Маленький профессор» 11 Фикси-конструктор «Шестеренки» Природный фильтр, Эврики science Информационное обеспечение: Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1 (старший дошкольный возраст): учебно-методическое пособие для педагогов ДОО. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 32 с. (из опыта работы по программе «Детство»; Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1 (старший дошкольный возраст): учебно-методическое пособие для педагогов ДОО. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 32 с. (из опыта работы по программе «Детство»; Кадровое обеспечение. Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей Программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Планирует содержание работы в музыкальном зале, определяет ее виды, формы, исходя из имеющихся в образовательной организации условий. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников. Участвует в деятельности Совета педагогов и методических объединений. Консультирует родителей или лиц, их заменяющих по вопросам обучения. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. 12 Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки одаренных детей; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей по художественноэстетической деятельности; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. 2.3. Формы промежуточного контроля. Формы отчётности образовательных результатов. При посещении дополнительной образовательной общеразвивающей услуги «Естествознайки» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. В конце изучения каждого раздела будет проведена викторина по теме. Кроме этого в конце учебного года будет проведено открытое занятие для педагогов ДОУ и родителей, на итоговом педсовете будет предоставлена аналитическая справка о проделанной работе. 2.4. Контрольные измерительные материалы. Оценочные материалы используются для организации образовательного процесса, подбора средств, методов и технологий. Результаты развития детей будут представлены в виде уровней: Высокий уровень. Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем. Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…). Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы. Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…). Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта. Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения. 13 Средний уровень. Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем. При помощи взрослого может объяснить связь фактов. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку. С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости. Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме. Может зарисовать свои наблюдения. Низкий уровень. Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем. При помощи взрослого может объяснить связь фактов. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку. Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости. Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого. Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого. 1 2 3 4 5 14 Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…). Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы. ФИО Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинноследственное рассуждение потому что…). Показатель Владеет терминологией в рамках изученных тем. Диагностическая карта. № Список литературы: 1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н. В. Нищева – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015; 2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост.Н. В. Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»); 3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост.Н. В. Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»); 4. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 208 с. 5. Попова О. В. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности (подготовительная к школе группа): учебно-методическое пособие для педагогов ДОО. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 32 с. (из опыта работы по программе «Детство»; 6. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха.- СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, 2007.- 48 с. (Серия «Большая энциклопедия маленького мира»); 7. Дыбина О. В., Щетинина В. В., Поддьяков Н. Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с. 8. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинин В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/ под ред. О. В. Дыбиной.- М.: ТЦ Сфера, 2018. – 192 с. 9. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебнометодическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2015. – 64 с. 10. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов – Волгоград: Учитель. – 148 с. 11. Экспериментариум и научная лаборатория в детском саду: Методическое пособие/под ред. Н. В. Микляевой.-М.:АРКТИ, 2017.- 80 с. – (Первоцветы); 12. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб.: .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). 15