Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДОП Естествознайки

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития воспитанников»

Принято:
Советом педагогов
Протокол №_3
От 20.09.2024

Утверждаю:
Заведующий БМАДОУ
«Детский сад №22»
С.Л.Смирнова_________
Приказ № 3/ОД от 20.09.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Естествознайки»
Возраст детей 6 - 7 лет
Срок реализации 1 год

Автор составитель:
Сальникова М.С.

Березовский, 2024г.

Содержание
Раздел I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4
1.5.
1.6.
Раздел II.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

Комплекс основных характеристик ДОП
Пояснительная записка
Цель и задачи ДОП
Учебный план
Календарный учебный график
Содержание ДОП
Планируемые результаты освоения ДОП
Комплекс организационно-педагогических условий ДОП
Описание образовательных и учебных форматов
Материально-техническое обеспечение ДОП
Формы промежуточного контроля
Контрольные измерительные материалы
Список литературы

3
3
4
4
5
6
9
10
10
11
13
13
15

Раздел I. Комплекс основных характеристик ДОП.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности «Естествознайки» соответствует действующим
нормативным правовым актам и государственным программным документам:
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания;
- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказом от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области";
- Уставом Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников»,
приказ УО БГО № 169 от 7 июня 2023 г.
- Положением о порядке предоставления платных образовательных услуг в Березовском
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
22».
Программа разработана с учетом потребности родителей воспитанников.
Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод
обучения дошкольников – исследование и экспериментирование, это дает детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с
другими объектами. На каждом занятии дошкольники будут вовлечены в активную
деятельность, самостоятельно узнавать и познавать различные предметы ближайшего
окружения, их свойства и отличительные особенности, находить взаимосвязи и делать
выводы и заключения.
Возраст 6 - 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка.
Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на
развитие его творческих способностей, самостоятельности, активности, формирование
интереса к познанию окружающей действительности, оно даёт детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с
другими объектами и со средой обитания.
Направленность программы - естественнонаучная.
Уровень освоения – базовый.
Особенности организации образовательного процесса. Форма организации
образовательного процесса – экспериментальная лаборатория. Воспитанники во время
деятельности «превращаются» в маленьких ученых и проводят опыты, эксперименты.

Адресат программы – воспитанники старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Количество детей в группе 10 – 12 человек.
Объем и срок освоения программы: количество учебных часов – 23, период
обучения – 6 месяцев.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность – 30 минут
1.2. Цели и задачи программы.
Цель: расширить практический опыт воспитанников по ознакомлению с окружающим в
процессе экспериментальной деятельности, обеспечить возможность для развития
познавательных способностей через исследование предметов, объектов и явлений
окружающей среды.
Задачи:
Предметные:
1. Развивать познавательные способности: умение исследовать, сравнивать,
анализировать, обобщать, выявлять закономерности, рассуждать, делать выводы,
умозаключения, анализировать результат экспериментальной деятельности.
2. Углублять представления о свойствах предметов и явлениях окружающей
действительности, о взаимодействии различных веществ при их соединении; о
влиянии одних предметов на свойства других.
Метапредметные:
3. Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных
объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.
4. Развивать и совершенствовать речевые и коммуникативные навыки при общении
воспитанников во время экспериментальной деятельности.
Личностные:
5. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность в процессе опытноэкспериментальной
деятельности,
интерес
к
познанию
окружающей
действительности.
6. Воспитывать умение работать в парах, командах.
Интеграция образовательных областей:
 познавательно развитие
 речевое развитие
 социально-коммуникативное развитие.
1.3. Учебный план
№

1
1.1
1.2
1.3
2

Раздел
Вводное занятие
Живая и неживая
природа
Свойства живого.
Разнообразие живого
мира
Неживая природа
Песок и глина

Количество часов
Всего
1
3

Теория
1
2

Практика
1

1
1

1
0,5

0,5

1
2

0,5
1

0,5
1

Формы
промежуточного
контроля

Викторина по теме

2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
7
7.1
7.2
8
8.1
8.2

Песочная страна
Глина и песок
Воздух
Удивительный воздух
Загадочные пузыри
Вода
Удивительная вода.
Свойства воды
Круговорот воды в
природе
Вода в жизни
человека и растений
Сила замороженной
воды
Прозрачная вода
Водяная мельница
Магнит

1
1
2
1
1
6

0,75
0,25
0,5
0,25
0,25
3,25

0,25
0,75
1,5
0,75
0,75
2,75

1

0,5

0,5

1

0,75

0,25

1

0,75

0,25

1

0,5

0,5

1
1
2

0,5
0,25
0,75

0,5
0,75
1,25

Магнит и его свойства
Парящий самолет
Электричество
Почему лампочка
светит?
Танцующая фольга.
Стекло
В мире стекла
Знакомство с
увеличительным
стеклом
Небо и космос
Солнечная система
День и ночь
Итоговое занятие

1

0,5

0,5

1
2

0,25
1,5

0,75
0,5

1

1

-

1
2
1

0,5
1
0,5

0,5
1
0,5

1

0,5

0,5

2
1
1

1
0,5
0,5

1
0,5
0,5

Викторина по теме

1

-

1

Защита минипроектов

23 ч

12 ч

11 ч

Итого

Викторина по теме
Викторина по теме

Викторина по теме

Викторина по теме
Викторина по теме

Викторина по теме

1.4. Календарный учебный график.
Начало учебного года – 14 октября 2024
Окончание учебного года – 7 апреля 2025
Продолжительность учебного года – 23 недели
Количество занятий в неделю – 1 занятие
Праздничные дни – 4 ноября, 29 декабря - 8 января, 1 - 2 мая, 8 - 9 мая.
Педагогический мониторинг – 14-21 октября, 31 марта -

7

апреля.

№
заняти
я

Раздел

1.5.

1

3

4

Живая и неживая природа

2

Тема
заня
тия

Теоретические сведения

Практическая работа

Формы контроля

Ввод
ное
заня
тие

Ознакомление с содержанием
программы. Правила
поведения на занятии. Выдача
дневников наблюдения.
Правила ведения дневника
наблюдений.
Познакомить детей со
свойствами живой природы.
Потренироваться находить
свойства живого в объектах.
Учиться делать заключения
по имеющимся свойствам.

-

Выдача дневников
наблюдений

Познакомить с царствами
животных, растений и грибов.
Развивать умение находить
общее и различие.

Схемы в дневнике
наблюдений. Развивать
навыки классификации
животного мира.

Работа с дневником

Познакомить с примерами
неживой природы.

Развивать умение
устанавливать взаимосвязи
живой и неживой
природы.
Знакомство с «песочными
часами».

Работа с дневником

Свой
ства
живо
го

Разно
образ
ие
живо
го
мира
Нежи
вая
прир
ода
Песо
чная
стран
а

Песок и глина

5

Содержание программы.

6

Глин
аи
песок

Познакомить с правилами
безопасности при проведении
экспериментов. Познакомить
детей с оборудованием для
экспериментов.
Развивать умение
сосредоточиться, планомерно
и последовательно
рассматривать объекты,
умение подмечать
малозаметные компоненты,
развивать наблюдательность
детей, умение сравнивать,
анализировать, обобщать.
Устанавливать причинноследственные зависимости и
делать выводы.
Определение объекта «Песок»
к категории «Неживая
природа».
Изучение объекта «глина».
Сравнение объектов «глина»
и «песок»

-

Опытноэкспериментальным путём
определить свойства
песка.

Работа с дневником

Познакомить со способом
изготовления рисунка из
песка и глины (глиняные
таблички, песочный
рисунок)

викторина

Удив
итель
ный
возду
х

8

Воздух

7

Загад
очны
е
пузы
ри

Развивать познавательную
активность детей,
инициативность; развивать
способность устанавливать
причинно-следственные связи
на основе элементарного
эксперимента и делать
выводы; уточнить понятие
детей о том, что воздух – это
не «невидимка», а реально
существующий газ;
Совершенствовать опыт детей
в соблюдении правил
безопасности при проведении
экспериментов.

Удив
итель
ная
вода

Формировать у детей знания о
значении воды в жизни
человека; ознакомить со
свойствами воды: отсутствие
собственной формы,
прозрачность, вода –
растворитель. Три агрегатных
состояния воды.

10

Вода
в
жизн
и
челов
ека и
расте
ний
Круг
овор
от
воды
Сила
замо
роже
нной
воды

Презентация на тему «Вода в
жизни человека и животных»

Вода

9

11

12

13

Водя
ная
мель
ница

Дать детям понятие о том, что
пар — это тоже вода.
Познакомить с некоторыми
свойствами воды.
Познакомить со свойствами
воды при замерзании.

Познакомить детей с разными
способами очистки воды.

7

Обнаружить воздух в
окружающем пространстве
и выявить его свойство —
невидимость.

Работа с дневником

Выяснить при помощи
чего получаются мыльные
пузыри, опытным путём
определить зависимость
размера пузыря от
количества (силы)
выдыхаемого воздуха.
Эксперимент «Пузыри в
воде»
Развивать навыки
проведения лабораторных
опытов: Закреплять
умение работать с
прозрачной стеклянной
посудой: стеклянными
стаканчиками, палочками;
Закреплять умение
работать с растворами,
соблюдать при этом
необходимые меры
безопасности.
Эксперимент «Значение
воды для растений»

Викторина

Работа с дневником

Викторина

Эксперимент «Испарение»

Работа с дневником

Опытноэкспериментальным путём
показать, как лед сдвигает,
или разрушает предметы.
С помощью эксперимента
сравнить свойства льда и
воды, выявить, что лёд
легче воды.
Фильтрование воды.

Викторина

Работа с дневником

Магн
ит и
его
свойс
тва

Магнит

14

Познакомить детей с
понятием магнит.
Сформировать представление
о свойствах магнита.
Активизировать знания детей
об использовании свойств
магнита человеком.
Помогать накоплению у детей
конкретных представлений о
магните и его свойствах
притягивать предметы;
выявить материалы, которые
могут стать магнетическими;
отделять магнетические
предметы от
немагнетических, используя
магнит; Изучить влияние
магнетизма на разные
предметы
Способствовать воспитанию
самостоятельности, развитию
коммуникативных навыков.

Помочь определить,
какими свойствами магнит
обладает в воде и на
воздухе.
Эксперимент «Как достать
скрепку из воды, не
замочив рук»

Работа с дневником

Познакомить детей с
практическим
применением магнита в
творчестве.

Наблюдение

Проведение эксперимента
«Компас и магнит».

Работа с дневником

Паря
щий
само
лет

16

Комп
ас

Познакомить с устройством,
работой компаса и его
функциями.

17

Поче
му
ламп
очка
свети
т?

Понимать принцип работы
электроприбора. Формировать
элементарные навыки
техники безопасности при
обращении с электрическими
приборами. Показать
значение света, объяснить,
что источники света могут
быть природные (солнце,
луна, костер), искусственные
— изготовленные людьми
(лампа, фонарик, свеча).
Формировать у детей интерес
к экспериментальной
деятельности; закреплять
знания о статическом
электричестве.

Электричество

15

Танц
ующа
я
фоль
га

19

В
мире
стекл
а

Стекло

18

20

Увел
ичите
льное
стекл
о

Познакомить детей с
понятием «стекло».
Сформировать представление
о свойствах стекла.
Активизировать знания детей
об использовании свойств
стекла человеком.
Помогать накоплению у детей
конкретных представлений о
стекле и его свойствах.
Закрепить свойства
увеличительного стекла,
познакомить детей с
биноклем, подзорной трубой,
лупой, микроскопом

8

Викторина

Показать, что
разноименные статические
заряды притягиваются
друг к другу, а
одноименные
отталкиваются.
Знакомство со свойствами
стекла (прочное,
прозрачное, цветное,
гладкое); использование
свойств стекла в
изготовлении зеркала.

Работа с дневником

Рассматривание объектов
через увеличительное
стекло, микроскоп

Наблюдение

Работа с дневником

22

23

Солн
ечная
систе
ма
День
и
ночь
Итоговое
занятие

Небо и космос

21

Объяснить детям, почему
планеты вращаются вокруг
Солнца.

Познакомить и на опыте
показать модель
солнечной системы

Викторина

Объяснить и показать детям
на модели, почему бывает
день и ночь.

Познакомить с моделью
«Вращение Земли вокруг
солнца»
Мини-проекты по темам
программы

Работа с дневником
Наблюдение

1.6. Планируемые результаты освоения ДОП воспитанниками.
Предметные:
 Проявляют интерес к исследованию предметов ближайшего окружения, называют
их свойства, признаки отличительные особенности.
 Демонстрируют высокий уровень развития познавательных способностей:
сравнивают, анализируют, обобщают, выявляют закономерности, рассуждают,
делают выводы, умозаключения, анализируют результат экспериментальной
деятельности.
Метапредметные:
 Демонстрируют высокий уровень речевого развития и коммуникативных навыков:
рассуждают, делают выводы, умозаключения, анализируют результат
экспериментальной деятельности, без помощи взрослого.



Личностные:
Проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе опытноэкспериментальной деятельности.
Умеют работать в парах, согласовывают действия с партнером, оказывают помощь
в экспериментальной деятельности сверстникам.

9

Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Описание образовательных и учебных форматов.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Категория обучающихся
дошкольного возраста

–

воспитанники

общеразвивающей

группы

старшего

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию
 репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом
 исследовательский – самостоятельная работа детей.
В процессе реализации программы будут использованы следующие методы:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Технологии обучения:
 игровая технология;
 технология сотрудничества;
 проектная технология.
При разработке программы учитывались следующие принципы:
 доступности
(простота,
соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям);
 наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
 демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
 научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы).
 “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении творческих работ).
Алгоритм занятия:
1.Постановка исследовательской задачи.
2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
экспериментирования.
4.Уточнение плана исследования.
5.Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6.Распределение детей на подгруппы.
7.Самостоятельная поисковая деятельность детей.
8. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
10

осуществления

Для положительной мотивации деятельности дошкольников будут использованы
различные стимулы:
•
•
•
•
•

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуация выбора

В процессе реализации программы будут использованы следующие методы:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

2.2. Материально-техническое обеспечение.
•
•
•
•
•
•
•
•

Оборудование детской лаборатории:
Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой
природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, утилизированный
материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная), ткань.
медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, весы, мерные ложки;
красители (гуашь, акварельные краски, пищевые красители);
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные
стекла, свечи, магниты, нитки, трубочки для коктейля, веревочки, губки,
полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки, компас;
проектор;
ноутбук.
Список опытов и экспериментов:


















Моя первая лаборатория, 60 опытов, Эврики
Медицинский набор, 10 тестов, 7 опытов, Эврики
Небесный атлас, сделай сам, Эврики
10 экспериментов по химии и физике, Данко-тойс
Магические опыты, Эврики
Конструктор электромеханический
Магия жидкостей, 10 экспериментов, Эврики science
Метеостанция, набор для опытов, Эврики
Интересные эксперименты для начинающих исследователей, 16 опытов, Раноккреатив
5 опытов с магнитами, 3 набора
Кораловый риф, набор для опытов, Смешарики, 2 набора
Чудо-химия, химические водоросли, Эврики
Электронный конструктор «Водяная мельница», Эврики
Электронный конструктор «Знакток»
Электровикторина «Окружающий мир»
Электровикторина «Маленький профессор»
11




Фикси-конструктор «Шестеренки»
Природный фильтр, Эврики science

Информационное обеспечение:
 Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1
(старший дошкольный возраст): учебно-методическое пособие для педагогов ДОО. - ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 32 с. (из опыта работы по программе
«Детство»;
 Салмина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1
(старший дошкольный возраст): учебно-методическое пособие для педагогов ДОО. - ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 32 с. (из опыта работы по программе
«Детство»;
Кадровое обеспечение.
Должностные
обязанности.
Осуществляет
дополнительное
образование
воспитанников в соответствии со своей Программой, развивает их разнообразную
творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка, секции, студии,
клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента
воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы
(обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности,
используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы. Планирует содержание работы в музыкальном зале,
определяет ее виды, формы, исходя из имеющихся в образовательной организации
условий.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных
информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников.
Участвует в деятельности Совета педагогов и методических объединений.
Консультирует родителей или лиц, их заменяющих по вопросам обучения. Участвует в
разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы
занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников,
способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей. Организует разные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их
личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует
самостоятельную
деятельность
воспитанников,
в
том
числе
исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет
связь обучения с практикой, обсуждает с воспитанниками актуальные события
современности. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой
деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии. Оказывает
особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также
воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие воспитанников в
массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов,
объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских
собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим
работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья
воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении
занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
12

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную
педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;
методику поиска и поддержки одаренных детей; содержание учебной программы,
методику и организацию дополнительного образования детей по художественноэстетической деятельности; методы развития мастерства; современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их
родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики
причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии
педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми
редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции,
студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу
работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
2.3. Формы промежуточного контроля.
Формы отчётности образовательных результатов.
При посещении дополнительной образовательной общеразвивающей услуги
«Естествознайки» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность
представлена в материалах диагностики.
В конце изучения каждого раздела будет проведена викторина по теме.
Кроме этого в конце учебного года будет проведено открытое занятие для
педагогов ДОУ и родителей, на итоговом педсовете будет предоставлена аналитическая
справка о проделанной работе.
2.4. Контрольные измерительные материалы.
Оценочные материалы используются для организации образовательного процесса,
подбора средств, методов и технологий.
Результаты развития детей будут представлены в виде уровней:
Высокий уровень.
 Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
 Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное
рассуждение потому что…).
 Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
 Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
 Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для
проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
 Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
13

Средний уровень.
 Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
 При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
 Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
 При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
 С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
 Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
 Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень.
 Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
 При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
 Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью
взрослого.
 При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
 Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
 Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
 Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.

1
2
3
4
5

14

Самостоятельно зарисовывает
свои наблюдения

Делает простейшие опыты по
схеме, подбирает необходимое
оборудование для проведения
опыта, делает соответствующие
выводы по завершению опыта

Самостоятельно устанавливает
причинно-следственные связи
(если.., то…).

Может упорядочить и
систематизировать конкретные
материалы.

ФИО

Самостоятельно объясняет связь
фактов (использует причинноследственное
рассуждение потому что…).

Показатель

Владеет терминологией в рамках
изученных тем.

Диагностическая карта.
№

Список литературы:
1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития
личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н. В. Нищева – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015;
2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и
перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/
Сост.Н. В. Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. –
240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»);
3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и
перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/
Сост.Н. В. Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. –
240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»);
4. Рыжова
Л.
В.
Методика
детского
экспериментирования.-СПб.:ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 208 с.
5. Попова О. В. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности
(подготовительная к школе группа): учебно-методическое пособие для педагогов
ДОО. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 32 с. (из опыта
работы по программе «Детство»;
6. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха.- СПб.: Агенство
образовательного сотрудничества, 2007.- 48 с. (Серия «Большая энциклопедия
маленького мира»);
7. Дыбина О. В., Щетинина В. В., Поддьяков Н. Н. Ребенок в мире поиска. Программа
по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников –
М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
8. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинин В. В. Неизведанное рядом: опыты и
эксперименты для дошкольников/ под ред. О. В. Дыбиной.- М.: ТЦ Сфера, 2018. –
192 с.
9. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебнометодическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2015. – 64 с.
10. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова Деятельность дошкольников в детской
экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации,
картотека опытов – Волгоград: Учитель. – 148 с.
11. Экспериментариум и научная лаборатория в детском саду: Методическое
пособие/под ред. Н. В. Микляевой.-М.:АРКТИ, 2017.- 80 с. – (Первоцветы);
12. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных
возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб.: .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. (Библиотека журнала «Дошкольная
педагогика»).

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».