Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДОП ЛОГО&TIME

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 22 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития воспитанников» (БМАДОУ «Детский сад № 22»),
623700 Российская Федерация, Свердловская область, Берёзовский городской округ, г.
Березовский, ул. Гагарина строение 7а, тел.: 8 (343-69)4-11-24 сайт: https://22ber.tvoysadik.ru/

Принято:
Советом педагогов
Протокол №_3
От 20.09.24

Утверждаю:
Заведующий БМАДОУ
«Детский сад №22»
С.Л.Смирнова_________
Приказ № 3/ОД от 20 сентября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности по развитию речи
«ЛОГО&TIME»
Возраст детей: 3-5 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Шайхлисламова Оксана
Викторовна
учитель-логопед
педагог дополнительного
образования

г. Берёзовский, 2024

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Содержание

Стр.

Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебный план
Календарный учебный график
Оценочные материалы
Методические материалы
Приложение №1

3
6
7
9
16
16
17
29
30

Пояснительная записка.

1.
Дополнительная
общеразвивающая

образовательная

программа

программа

социально-педагогической

–

дополнительная

направленности

по

развитию речи детей в возрасте от 3 до 5 лет «ЛОГО&TIME» (далее Программа)
составлена на основе методических пособий Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой,
Н.В. Нищевой и направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого
ребенка и выравнивание речевого развития с использованием игровых приемов и
дидактических игр.
Программа разработана в соответствие с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно
- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания;
- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических
рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Свердловской области";
Уставом
Березовского
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому
направлению развития воспитанников», приказ УО БГО № 169 от 7 июня 2023 г.

- Положением о порядке предоставления платных образовательных услуг в
Березовском

муниципальном

автономном

дошкольном

образовательном

учреждении «Детский сад № 22».
Актуальность программы
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка,
особенно в плане развития его речи. В наш век «высоких технологий» и глобальной
компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков
дошкольников оставляет желать лучшего. Неумолимый рост числа детей младшего
дошкольного

возраста с различными речевыми расстройствами

обусловили

необходимость разработки данной логокоррекционной программы.
В связи с этим проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых
нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Логопедическая работа по дополнительной программе «ЛОГО-Tайм» является
пропедевтической. Она позволяет оказывать специализированную логопедическую
помощь детям 3-4 лет по развитию речи.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных
инновационных технологий и методик в области профилактики речевых нарушений
у детей.
При планировании коррекционной работы по данной программе учитывались
особенности детей:
индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его
возрастных и индивидуальных особенностей;
чередование различных видов деятельности.
Новизна программы
Обучение детей проводится с трехлетнего возраста и отличается от работы со
старшими дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и
специфическими приёмами проведения занятий, такими как:
- активное участие ребенка в занятии;
- использование игровых упражнений;
- предъявление обучающего материала в форме различных игр;
- многократное повторение изученного материала;

- смена видов деятельности;
- перенос знаний в различные ситуации;
- частая положительная оценка действий ребенка;
В программе подобран и систематизирован материал дидактических игр и
упражнений по развитию речи, мелкой моторики в соответствии с лексической
темой. Представлен мониторинг и диагностические карты речевого развития.
Ведущими видами детской деятельности в процессе реализации программы
являются игровая и двигательная. При этом логопед руководствуется
принципом индивидуализации при выстраивании образовательного процесса
максимально учитывает характерологические особенности обучающихся.
Объем программы, срок освоения и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей, участвующих в
реализации данной программы от 3до 4 лет.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Логокоррекционная работа с воспитанниками строится на основе методических
пособий

и авторских разработок Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой,

Н.В.

Нищевой.
Состав группы – 10-15 человек. Занятия по развитию речи проводятся два раза
в неделю. Длительность занятий - 20 мин, в течение которых детям предлагается как
новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных
знаний и умений.
Занятия носят комплексный характер и структурно делится на три этапа:
организационный, коррекционно-развивающий, итоговый. В каждом занятии
решается несколько задач на развитие различных сторон речевой деятельности.
Всего в учебный год 64 занятия.
Формы занятий
Основные формы работы с детьми – индивидуальные и подгрупповые.
Индивидуальная форма работы предполагает самостоятельное выполнение
заданий.
группами.

Подрупповая – может быть представлена парами или небольшими

Цель и задачи программы.
Цель программы:
Развитие речевых навыков, способствующие успешной адаптации и социализации
детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Учить понимать речь (узнавать и показывать предметы, действия, признаки;
понимать обращённые простые вопросы; различать грамматические категории
существительных, глаголов, прилагательных; угадывать предметы по описанию и
др.)
2. Создавать условия для активной подражательной деятельности (называть
родителей, других родственников; подражать крикам животных и птиц, звукам
окружающего мира, музыкальным инструментам)
3.Формировать активный словарь, состоящий из названий окружающих
предметов, действий и качеств этих предметов в любом фонетическом оформлении
без предъявления требований к воспроизведению правильной звуко-слоговой
структуры слов.
4. Обучать умению составлять первые предложения, общаться с помощью
простых двух-, трехсложных предложений, участвовать в элементарных диалогах.
5. Развивать фонематический слух.
6. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
7. Развивать навыки правильного артикулирования звуков раннего онтогенеза.
8. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
9. Развивать просодическую сторону речи: правильный и длительный речевой
выдох.
Задачи по реализации национально-регионального компонента:
1. Познакомить детей с устным народным творчеством: сказками, загадками
уральских писателей.
Задачи по обновлению содержания:
1. Постоянно пополнять содержание программы новыми упражнениями и
играми.

2. Систематически обновлять дидактические пособия для занятий.
Содержание программы для детей младшей группы (3-4 года)

2.

№

Количество
учебных
часов

Разделы

Количество
учебных
часов
№

Разделы

Всего в
неделю
1.

1.Развитие слухового и
зрительного внимания
и восприятия
2.Развитие
просодической
стороны
речи,
воспитание
общих
речевых навыков
3.Развитие мелкой и
артикуляционной
моторики,
конструктивного
праксиса
4.Развитие
речевого
общения
Всего занятий в год

мелкой
и
2. 1.Развитие
артикуляционной моторики,
конструктивного праксиса
2.Формирование и
совершенствование
лексического состава языка

0,25

0,25
1
0,25

0,25

Всего в
неделю
0,25

0,25

1

3.Формирование и
совершенствование
грамматического строя речи

0,25

4.Развитие речевого общения

0,25

31

Всего занятий в год

Итого:

31

62

Разделы программы
-Развитие
зрительного

слухового
внимания

и Д/и «Подбери предмет по цвету»
и Игра «Умные ножки».

восприятия: Знакомство с Упражнение «Хлопки».
неречевыми

и

речевыми Игра «Угадай, что звучит?» (с музыкальными инструментами)

звуками, узнавание и их Упражнение «Что звучит?».
различение.

Определение Упражнение «Соберем овощи в корзинку».

звуков (бытовые, звучащие, Упражнение «Шумовые коробочки».
музыкальные..). Различение Упражнение «Кто так говорит?».
звуковых

сигналов, Упражнение «Где гремит?» (с колокольчиком).

состоящих из 3—4 звуков. Игра «Слушай, делай».
Ориентация в пространстве. Игра «Кто позвал?».
Различение

контрастных Игра «Две собачки».

предметов

по размеру и Упражнение «Хлопни, как я».

цвету.

Упражнение «Разные дорожки».

- Развитие просодической

Упражнение «Лети, бабочка!»,

стороны речи:

Упражнение «Ветерок»

Различение темпа, высоты

Упражнение «Осенние листья»

и силы голоса. Работа над

Упражнение «Снег идёт!»

плавностью и

Упражнение «Одуванчик»

длительностью выдоха.

Упражнение«Вертушка»
Упражнение «Песня ветра»
Упражнение «Летите, птички!»
Упражнение «Катись, карандаш!»
Упражнение «Весёлые шарики»

-

Развитие

мелкой

артикуляционной

и Игры для развития мелкой моторики:
Пальчиковая гимнастика «Урожай».

моторики, конструктивного Пальчиковая гимнастика «Компот»
праксиса;

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?»
Пальчиковая гимнастика «Повар»
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Пальчиковая гимнастика «Пароходик»
Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много.»
Пальчиковая гимнастика «Капель»
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Развитие артикуляционного аппарата:
Упр. «….бегемотики»,
Упр. «показать длинный язык – удержать позу – убрать»,
Упр. «часики»,
Упр. «заборчик»,
Упр. «улыбка – трубочка»;
Развитие общей моторики:
Картотека физминуток (приложение №1 )

Содержание программы для детей средней группы (4-5 лет)

Направления разделов

Количество
занятий в
неделю/месяц

Количество
занятий в год

Развитие слухового и зрительного
внимания и восприятия;
Развитие просодической стороны речи, воспитание
общих речевых навыков;
Развитие мелкой и артикуляционной моторики,
конструктивного праксиса;
Развитие речевого общения;

1/4

31

Развитие мелкой и артикуляционной моторики,
конструктивного праксиса;
Формирование и совершенствование
лексического состава языка;
Формирование и совершенствование
грамматического строя речи;
Подготовка к обучению грамоте;

1/4

31

Итого занятий:

2/8

62

№
п/п
1

2

3

Разделы программы для детей средней группы (4-5 лет)
Развитие
зрительного
восприятия

и
и

приложение 1

- Развитие просодической стороны

Приложение 2

-

слухового
внимания

Развитие

мелкой

и

артикуляционной

моторики,

конструктивного

праксиса;

игры

на

развитие

приложение3

мелкой

моторики:

4. Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в групповой комнате, светлой, просторной, проветриваемой,
отвечающей условиям СанПин.
Материально-технические средства необходимые для реализации программы:
 Шкаф для хранения дидактических и методических пособий -1;
 Детские столы – 5;

 Детские стулья – 10-15;
 Стол для педагога – 1;
 Стул для педагога – 1;
 Магнитная доска, магниты, мольберт;
 Индивидуальные зеркала;
 Иллюстрации к сказкам: «Три медведя», «Колобок»;
 Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания
(свистки, свистульки, дудочки, сухие листики и т.п.);
 игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях;
 предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях;
 предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных
раннего онтогенеза;
 крупные предметные картинки по изучаемым лексическим темам;
 простые сюжетные картинки по лексическим темам;
 небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам;
 картотека предметных картинок по лексическим темам;
 разрезные картинки;
 музыкальные инструменты (барабан,

дудка,

бубен,

погремушки,

ксилофон);
 су-джок мячи 15 шт.;
 ортопедические, массажные коврики;
 дидактические и методические пособия:
1. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
2. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа. СПб.,
2015.
3. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. СПб., 2016.
4. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в
детском саду для детей 3-4 лет с ОНР. – Москва: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003,
2017.

6. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические задания для детей 3-4 лет.:
М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2019.
7. Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель,
2014.
8.
Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому
реализацию Программы
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
воспитанников в соответствии со своей Программой, развивает их разнообразную
познавательную деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка, секции,
студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению
контингента воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы

(обучения)

исходя

из

психофизиологической

и

педагогической

целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Планирует
содержание работы в групповой комнате, определяет ее виды, формы, исходя из
имеющихся в образовательной организации условий.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также
современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и
свобод воспитанников.
Участвует в деятельности Совета педагогов и методических объединений.
Консультирует родителей или лиц, их заменяющих по вопросам обучения.
Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы
и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие
способности воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых
профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности
воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их

познавательных

интересов,

способностей.

Организует

самостоятельную

деятельность воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный
процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает
с воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует
достижения воспитанников. Оценивает эффективность обучения,

учитывая

овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного
интереса. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся,
воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах методической
работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной
программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи
родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в
пределах

своей

компетенции.

Обеспечивает

охрану

жизни

и

здоровья

воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении
занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской

Федерации;

законы

и

иные

нормативные

правовые

акты,

регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников,
основы их познавательной деятельности; методику поиска и поддержки одаренных
детей; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного
образования детей по социально-педагогической деятельности; методы развития
мастерства;

современные

педагогические

технологии

продуктивного,

дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного
подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами,
их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин
конфликтных

ситуаций,

их

профилактики

и

разрешения;

технологии

педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером
(текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы.
Виды занятий
1.

Обучающие занятия. На обучающих занятиях детально знакомятся с

содержанием. Педагог доступно и подробно излагает материал, контролируя, что он
понятен и усвоен детьми. На предоставление нового материала выделяется не более
30% времени от общего занятия.
2.

Закрепляющие

занятия.

Предполагают

повтор

и

закрепление

изученного материала. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При
повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих правильно, лучше других или
идет соревнование – игра между детьми. И в этом и в другом случае дети играют
роль как бы помощника педагога.
3.

Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки,

должны уметь выполнять все задания и упражнения.
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала
«от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными
возможностями детей;
2. Доступности (принцип заключается в простоте изложения и понимания

материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного раздаточного
материала, наличие дидактических игр и пособий);
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей
их достижения);
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим
миром, развитием речи).
Методические приёмы:
-

Наглядный метод – выразительный показ. Является основным. Разучивание

нового материала, упражнения, сопровождается точным показом педагога. Педагог
обязан выполнять упражнения вместе с детьми.
-

Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму,

облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный
фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих
способностей ребенка.
-

Словесный метод. Это беседа о звуках, словах, предложениях. Методический

показ не может обойтись без словесных пояснений. Объяснения должны быть
краткими, точными, конкретными.
-

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного

упражнения.
-

Концентрический метод по мере усвоения детьми определенных навыков и

умений, педагог вновь возвращается к пройденному, но уже усложняя их.
Методические рекомендации
Во время занятий педагогу следует периодически чередовать теоретическое
и практическое содержание, проводить игры, в том числе подвижные.
Обучение новым навыкам проходит путем словесных объяснений и показа
примера выполнения задания. Далее дается время на самостоятельное выполнение
задания детьми. Необходимо четко определять баланс в сочетании объяснения и
выполнения задания. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере

внимания. Ограничиваться только выполнением задания нельзя, в этом случае дети
воспринимают материал подражательно, неосознанно.
В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям,
учитывая их возрастные особенности, уровень речевого развития, интеллектуальные
и физические данные, степень восприятия и усвоения материала. Во время
наблюдений в процессе выполнения упражнений педагогу необходимо реагировать
на появление внешних признаков утомления у детей, для своевременного выявления
индивидуального несоответствия нагрузки возможностям данного ребёнка.
Овладение

новыми

знаниями

всегда

должно

сопровождаться

положительным эмоциональным настроем. На занятиях можно использовать
стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит образную
речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста важно не стремиться к
высоким исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки,
знания

и

умения,

полученные на занятиях для раскрытия и развития

индивидуальности каждого ребенка.
Организация проведения занятий
Форма одежды для занятий должна быть удобной.
Дети сидят за столами по двое, не мешая и не стесняя друг друга.
Занятие состоит из трех частей. В первой части (приветствие) объявляется
тема занятия и краткое содержание, чем будем заниматься в основной части занятия.
Также в первой части раздается раздаточный материал, необходимый для
проведения занятий.
Во второй (основной) части занятия дети получают новые знания,
практикуются в выполнении заданий, закрепляют старые знания. В этой же части
занятия проводятся физминутки или подвижные игры, направленные на
практическое закрепление изученного материала.
В третьей (итоговой) части

решаются однотипные задания для более

тщательного усвоения и закрепления темы занятия.

Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они
прощаются с преподавателем. Особо старательные дети могут быть награждены
наклейками.
На занятиях:


Создаются

условия

для

усвоения

программных

задач

(правильное

выполнение артикуляционной гимнастики, речевого дыхания, звукоподражания,
звукопроизношения и т.д.)


Компенсируется дефицит речевого общения;



Создаются условия, при которых дети не только овладевают знаниями,

умениями

и

навыками,

но

и

учатся

способам

их

самостоятельного

постижения, в результате чего у дошкольников развивается мышление, память,
воображение.


Создаются условия для самостоятельной деятельности детей. Очень важно не

только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и
предоставить возможность использовать эти знания, создав условия

для

самостоятельной деятельности ребёнка. Для этого необходимо иметь достаточное
количество настольных игр, пособий.


Необходимость сотрудничества педагога с семьей. Успех сотрудничества

возможен

только

целенаправленного

тогда,

когда

педагог

педагогического

и

родитель

воздействия

на

осознают

ребёнка.

важность

Познакомить

родителей с программой на родительском собрании, в индивидуальных беседах,
через информационный стенд группы, где необходимо отразить, чем ребёнок
занимается в группе, предложить материал для домашних занятий. Предложить
список

рекомендуемой

литературы

для

дошкольников.

5. Учебный план.
Возрастная
категория

Количество занятий в
неделю
1-е/2-е полугодие

Количество занятий
месяц
1-е/2-е полугодие

Количество
занятий в год

3-4 года
4-5 лет

2
2

8
8

62
62

6. Календарный учебный график
Период
Педагогическая

Сроки
Первый месяц обучения,

Количество недель
2 недели1

диагностика

первые 2 недели

Период образовательной

С 1 недели первого месяца

деятельности

обучения

Новогодние каникулы

29 декабря- 10 января

2 недели2

Период образовательной

4 месяц с 1 недели

19 недель

Педагогическая

Последний месяц обучения

2 недели3

диагностика

последние 2 недели

12 недель

деятельности

Период реализации ДОП

31 неделя

7.Оценочные материалы для детей 3-4 лет
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития
детей.
Результаты
педагогической
диагностики
используются
для
профессиональной коррекции особенностей их речевого развития.
1. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 2 недели с первого месяца
занятий (октябрь); 3-4 неделе мая с целью выявления динамики речевого развития
детей, получающих дополнительную образовательную услугу. Также возможно
обследование по мере возникновения потребности или по запросу родителей.
2.Обследование дошкольников проводится с использованием методик Н.В.
Нищевой, Л. С. Соломаха, Н. В. Серебряковой.
Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту развития
ребенка и оцениваются по трехбальной шкале.
Проведение мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений
детей.
В системе мониторинга используются методы, применение которых позволяет
получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Педагогическая диагностика входит в период образовательной деятельности
Новогодние каникулы не входят в период реализации ДОП
3
Педагогическая диагностика входит в период образовательной деятельности
1
2

Содержание мониторинга соответствует программно-методическому обеспечению
Программы.
Мониторинг состоит из трёх разделов.
1. Неречевые психические функции.
2. Моторная сфера.
3. Речевая деятельность.
Наряду с качественной оценкой дается количественная оценка (трехбалльная
оценка от 1 до 3).
Критерии оценивания
Низкий уровень – 1 балл – отказ от выполнения, ребенок не выполняет задание,
помощь педагога
не принимает. При выполнении задания роль педагога
значительная, отмечается большое количество ошибок. Испытывает большие
трудности при выполнении задания. Навык не сформирован.
Средний уровень – 2 балла - выполняет задание самостоятельно, но допускает
большое количество ошибок, которых не замечает, исправляет ошибки с помощью
педагога. Ошибки имеют стойкий характер. Навык в стадии развития, требуется
постоянная поддержка педагога.
Высокий уровень – 3 балла – выполняет задания самостоятельно, пользуется
знаниями, умениями и навыками. Навык устойчиво развит.
I блок. Исследование неречевых психических функций
Цели: определить уровень сформированности неречевых психических функций:
слухового восприятия, зрительного восприятия; зрительно-пространственного
гнозиса и праксиса.
Методы: беседа, задания, наблюдение.
I.1. Слуховое восприятие
Цели: выявить устойчивость внимания, умение различать звучащие игрушки,
определять направление звука.
Процедура исследования:
Задание 1. Педагог показывает ребенку барабан и колокольчик (бубен и трещётку),
называет их и демонстрируют их звучание. Предлагает ребенку поиграть: назвать
или показать, что сейчас звучало за ширмой.
Задание 2. Педагог предлагает ребенку угадать (показать или назвать), где звенел
колокольчик.
I.2. Зрительное восприятие
Цель: выявить умение ребенка различать цвет, величину и форму предметов.
Процедура исследования:
Задание 1. Педагог показывает ребенку предметы разной величины, просит
показать, где большая, а где маленькая игрушка. Затем логопед спрашивает: «Что
это?», «Какая машинка? (большая или маленькая)».
Задание 2. Педагог просит ребенка показать игрушки определенного цвета (красный
шарик, зеленый кубик).

Красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
Задание 3. Педагог показывает геометрическую фигуру и просит ребенка найти
такую же, назвать, что это.
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
I.3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис
Цель: выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
Процедура исследования:
Задание 1. Педагог просит ребенка показать, где мяч верху, внизу.
Задание 2. Педагог предлагает ребенку собрать картинку с опорой на образец.
Из двух - четырех частей с разными видами разрезов (с вертикальным,
горизонтальным и диагональным).
Задание 3. Педагог предлагает ребенку сложить фигуры из палочек с опорой на
образец (3 палочки).
Исследование неречевых психических функций

Слуховое
восприятие

Функции

Что звучит за
ширмой?
Где звенит
колокольчик?

Зрительное
восприятие

Игра «Большой –
Маленький»
Игра «Какого
цвета?»

Зрительнопространственный
гнозис и праксис

Игра «Какая
форма?»

Ориентировка в
пространстве

Фамилия, имя ребенка

Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н

Собери картинку

Сложи фигуру из
палочек

К
Н
К
Н

Общий
бал

К
Н

уровень

К

Н – начало года
К – конец года
Высокий уровень – 24 балла

Средний уровень – 16 баллов
Низкий уровень – 8 баллов
II блок. Моторная сфера
Цели: выявить уровень сформированности общей, ручной и речевой моторики
(мимической мускулатуры и артикуляционной моторики).
Методы: задания, наблюдение, пробы.
II. 1. Общая моторика
Цели: выявить координацию, объем, переключаемость и темп движений.
Процедура исследования: педагог предлагает ребенку сделать зарядку: показывает
упражнения, выполняет движения вместе с ребенком.
Задания:
1. Пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии
20-25 см друг от друга.
2. Бросить одной рукой мяч в горизонтальную цель.
3. Похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно.
4. Переложить предмет из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед
собой).
II.2. Ручная моторика
Цели: выявить способность к манипуляции с предметами, темп выполнения, объем,
переключаемость, активность, координацию движений. Исследовать навыки работы
с карандашом.
Процедура исследования: педагог предлагает ребенку поиграть.
Задания:
1. Умение держать карандаш.
2. Рисовать вслед за педагогом круг, горизонтальные и вертикальные линии.
3. Слепить шарик, палочку, баранку.
Кинестетическая основа движений
Задания:
1. "Кольцо". Сложить в кольцо большой палец с каждым пальцем на правой руке
по очереди, повторить левой рукой.
2. "Уши". Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой
руки, обеих рук.
II.3. Состояние мимической мускулатуры:
- надуть щеки («толстячок»)
- показать, как ты ешь лимон («кисло»);
- показать, как ты ешь мороженое («сладко»).
II. 4. Состояние артикуляционной моторики:
- губы: «улыбка», «хоботок»;
-язык: «лопатка», «жало», «качели», «лошадка», «маятник»;
-мягкое небо: широко зевнуть.

Отмечаются следующие параметры движений:
-наличие или отсутствие движений;
-тонус: нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение;
-объем движений: полный, неполный;
-способность к переключению от одного движения к другому;
-замены движений;
-синкинезии (добавочные и лишние движения);
-тремор, гиперсаливация, отклонения кончика языка.
Моторная сфера
Фамилия, имя ребенка

Мелкая моторика

Общая моторика

Функция

Бег между двумя
линиями
Броски мяча
одной рукой в
горизонтальную
цель
Похлопать в
ладоши и
потопать ногами
одновременно
Перекладывание
предмета из
одной руки в
другую
Лепка шарика,
палочки,
баранки
Удерживание
карандаша
Рисование
круга,
горизонтальных
и вертикальных
линий
«Кольцо»
«Уши»

Состояние
мимической
мускулатуры
Состояние
артикуляционной
мускулатуры
Общий балл
Уровень

Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К

Н – начало года
К – конец года
Высокий уровень – 33 балла
Средний уровень – 22 балла

Низкий уровень – 11 баллов
III блок. Речевая деятельность
Исследование импрессивной речи
Цель: определить объём импрессивной речи ребенка.
Процедура исследования:
1. Пассивный словарь:
А). Понимание конкретных существительных: показать по словесной инструкции
педагога предметы, части предметов, части тела и т.п.
Колено, локоть, лоб, шея, живот, спина, стул, спинка стула, сиденье, ножки стула,
машина, кабина, колеса, кузов, руль.
Б). Понимание обобщающих слов: выбрать предметы или картинки по лексическим
темам. «Игрушки», «Посуда», «Одежда».
В). Понимание действий:
- покажи, где девочка идет, рисует, моет руки, одевается и т.д. (на картинках);
Г). Выполнение поручений по словестной инструкции (дай куклу, покорми куклу,
посади куклу, покатай машинку, брось мяч и др.).
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
А). Понимание форм единственного и множественного числа существительных:
– показать на картинках предметы: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч
– мячи.
Б). Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В: - положи
мячик в коробку, на стол.
В). Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: показать на картинках, где: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла –
куколка.
Г). Различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по
картинкам): собака стоит – собаки стоят.
3. Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба»)
Исследование импрессивной речи
Фамилия, имя ребёнка

раздел

Пассивный словарь

Понимание
существительных
Обобщающие
слова
Понимание
действий

к
н
к
н
к
н
к
н

Г
р
а
м
м
а
т
и
ч
е
с
к
и
е
ф
о
р
м
ы
с
л
о
в
о
и
з
м
е
н
е
н
и
я

Выполнение
поручений

н

Единственное и
множественное
число
существительных

к

Предложнопадежные
конструкции

н

Уменьшительноласкательные
суффексы
существительных

н

Единственное и
множественное
число глаголов

н

Понимание содержание
текта

н

Общий балл

уровень

к

к

к

к
н
к
н
к

Н - начало года
К – конец года
Высокий уровень- 27 баллов
Средний уровень – 18 баллов
Низкий уровень – 9 баллов

III. Речевая деятельность
Исследование экспрессивной речи
1. Активный словарь
- существительные (назвать по 3 – 4 картинки по лексическим темам): игрушки,
посуда, одежда, обувь, животные;
- глаголы (назвать действия по картинкам): стоит, сидит, играет, рисует;
- прилагательные (назвать признаки по картинкам): красный, синий, зеленый,
желтый, большой, маленький, сладкий, кислый.
2. Состояние грамматического строя речи
- существительные в именительном падеже единственного и множественного
числа (назвать по картинкам): стол – столы, петух – петухи, дом – дома, сумка –
сумки;
- существительные в винительном падеже единственного числа без предлогов
(назвать по картинкам): вижу дом, вижу рыбку;
- согласование прилагательных с существительными (назвать по картинкам):
красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка;
- существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по
картинкам): дом – домик, стул – стульчик, чашка – чашечка;
- предложно – падежные конструкции с простыми предлогами (по картинкам): в,
на.

Исследование экспрессивной речи
Активный словарь

№

Грамматический строй речи

Фамилии,
имя

Сущ. в
Существит.

глаголы

Прилагат. Им.п ед.и

ребенка

мн.числа

н

к

1
2
3
4
5
Н - начало года
К – конец года
Высокий уровень – 24 балла
Средний уровень – 16 баллов
Низкий уровень – 8 баллов

н

к

н

к

н

к

Сущ.в
В.п. ед.ч.
без

Согласов.
прил.с
сущ

предлогов

н

к

н

Предложно-

Сущ.с
уменьшласкат.
суффиксами

к

н

к

падежные
констр с

Общий
балл

уровень

простыми
предлогами

н

к

н

к

н

к

Ш. Речевая деятельность
Исследование фонетической и фонематической стороны речи
Цели: выявить состояние фонетической и фонематической стороны речи.
Методы: беседа, задания, наблюдение, игровые ситуации.
Процедура исследования: логопед предлагает ребенку "пойти к игрушкам в гости".
1. Воспроизведение звукоподражаний:
Кукла плачет "а-а-а", ребенок плачет "уа-уа", поезд гудит "у-у-у", ослик кричит иаиа", мышка пищит "и-и-и", собака лает "ав-ав".
2. Состояние звукопроизношения. Исследуется в процессе наблюдения за игрой
ребенка, беседы с ним и рассматривания картинок.
3. Исследование звуко-слоговой структуры слов. Создаётся игровая ситуация:
кукла Аня принесла "Чудесную коробочку" (с картинками). Логопед называет
картинки, а ребенок повторяет: дом, мама, сапоги, мак, каша, машина.
4. Состояние дыхательной и голосовой функций:
-тип физиологического дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.);
-объем дыхания (нормальный, недостаточный);
-продолжительность речевого выдоха (в норме, укороченное).
- сила голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
-модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности);
5. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
-темп (нормальный, быстрый, замедленный);
-ритм (нормальный, аритмия);
-паузация (правильная, нарушенная);
-употребление основных видов интонации (употребляет, не употребляет):
повествовательной, вопросительной, побудительной.
6. Исследование состояния фонематического восприятия
Процедура исследования: логопед просит ребенка показать мишке картинки.
Задания:
1. Показать на картинках предметы, названные логопедом: кот – кит, бочка –
дочка, бак – мак, миска – киска.
2. Показать собачку, услышав звук р в слове:
дом, рак, вода, рыба, банка, труба.

Исследование фонетической и фонематической стороны речи
Фонематическая

Фонетическая сторона речи

№

Фамилия,

сторона речи

Звуко-

Состояние

Слуховая

Состояние

имя

Звуко-

Звукопроиз-

слоговая

дыхательной

дифферен-

фонема-

Общий

ребенка

подражание

ношение

структура

и голосовой

циация

тического

балл

слова

функции

звуков

анализа

н

н

н

н

к

1
2
3
4
5
Н - начало года
К – конец года
Высокий уровень – 21 балл
Средний уровень – 14 баллов
Низкий уровень – 7 балл

н

к

н

к

к

к

к

н

к

уровень

н

к

Диагностическая карта развития ребенка

№

Фамилия,
имя
ребенка

Исследование
неречевых
психических
функций

н
1
2
3
4
5
Н - начало года
К – конец года
Высокий уровень – 15 баллов
Средний уровень – 10 баллов
Низкий уровень – 5 балл

к

Моторная
сфера

н

к

Исследование
импрессивной
речи

н

к

Исследование
экспрессивной
речи

н

к

Исследование
фонетической и
фонематической
стороны речи

н

к

Общий балл

н

к

уровень

н

к

8. Методические материалы
1. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
2. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа. СПб.,
2015.
3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в
детском саду для детей 3-4 лет с ОНР. – Москва: Издательство СКРИПТОРИЙ
2003, 2017.
4. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические задания для детей 3-4
лет.: М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2019.
5. Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград:
Учитель, 2014.
6. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду». (занятия с детьми3-4 лет»,
Издательство «Мозаика – синтез». Москва, 2005г.
7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС,
1994 г. - 344 с.

Интернет-ресурсы:
http://logoportal.ru/perspektivnyiy-plan-po-razvitiyu-sluhovogo-vospriyatiya-dlya-detey-s-tnr.html

приложение 1
Картотека физминуток
Фрукты.
«Фрукты»
Будем мы варить компот. (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают,
кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)
Овощи.
В огород пойдем, (шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
( «таскают»)
И картошки накопаем.
(«копают»)
Срежем мы качан капусты,
(«срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,
(показывают круг руками три
раза)
Щавеля нарвем немножко
(«рвут»)
И вернемся по дорожке.
(шаги на месте)
Сад - огород.
«На огороде»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (потягивания—руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (правой рукой коснуться левой ступни, потом
наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. (приседания)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. (потягивания — руки в стороны)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. (потягивания — руки вперёд)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки. (дети садятся)
Осень.
«Листочки».
Дует ветер, дует, дует, задувает(махи руками на себя)

Желтые листочки с дерева срывает(кружатся на месте)
и летят листочки,
Кружат по дорожке (на цыпочках проходят круг)
Падают листочки прямо к нам под ножки. (повернувшись вокруг себя на
месте, приседают).
Наше тело.
«Попрыгай!»
На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка.
Левой ножкой — прыг, прыг.
Правой ножкой — прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем.
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!
Игрушки.
«Мишка»
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.
Посуда.
Вот большой стеклянный чайник.(дети надули животик)
Очень важный, как начальник.(одну руку поставили на пояс, другую
изогнули)
Вот фарфоровые чашки,(присели, одну руку поставили на пояс)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,(кружатся, «рисуя» руками круг)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,(потянулись, сомкнули руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.(легли, вытянулись)
Он посуду нам принес.
Одежда. Головные уборы.
Вот заходит Мойдодыр,
(ходьба на месте)
У меня с ним только мир.
(сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит
(руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита.
(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)
Он пальцем больше не грозит,

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит.
(руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат
(загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят.
(поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет –
(поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет.
(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
Обувь.
Мы на полки обувь ставим, (поднимают поочерёдно руки вверх)
А потом её считаем: (сгибают пальцы по порядку)
Сапоги, кроссовки, туфли,
Шлёпанцы, сандалии в кухне,
Босоножки, кеды, боты
И высокие ботфорты,
Валенки, лапти, калоши,
Их выпачкивать не гоже. (повороты головы в стороны)
Посчитай, скажи ответ,(руки согнуты в локтях, руки перед грудью, пальцы
раздвинуты)
Знаешь, сколько или нет? (спрятать руки за спину, поворачивать голову в
стороны)
Зима.
«Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем.
(имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.
(шагаем, высоко поднимая
колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
(пружинистые движения на
месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые
движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы.
(соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы.
(развести руки в поклоне и
поставить на пояс)
Новый год.
Наша елка велика (круговое движение руками),
Наша елка высока (вставать на носочки),
Выше мамы, выше папы(присесть и встать на носки),
Достает до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы елка захотела

В гости к нам прийти опять! (пляшут, притопывая ногами, разводя руками в
стороны и ставя на пояс)
Птицы.
«Воробушки»
О чем поют воробушки (шагать на месте)
В последний день зимы? (руки в стороны на пояс)
— Мы выжили! (хлопать в ладоши)
— Мы дожили! (прыгать на месте)
— Мы живы! Живы мы! (шагать на месте)
Домашние животные.
«Котята»
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!

Дом.
На кровати можно спать, (руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести
их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять. (руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд,
сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить, (поочерёдно поднимать руки вверх и опускать
их вниз)
Кресла буду застилать. (руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув
ладони вверх)
С полки буду пыль стирать, (правой рукой выполнять движения слева
направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать. (левой рукой выполнять движения слева направо,
руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,( две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд,
подняв)
Эта мебель – просто класс! (большие пальцы вверх)
Транспорт.
«Самолеты»
Самолеты загудели
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолеты полетели
(руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели
(присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
Домашние птицы.

«Петух»
Шел по берегу петух,
Поскользнулся,
В речку - бух!
Будет знать петух,
Что впредь
руки)
Надо под ноги смотреть!

(высокий шаг, «крылья»)
(«мельница»)
(наклоны)
(грозят указательным пальцем правой
(то же левой рукой)

Весна. Мамин праздник.
Медведь весной проснулся (далее движения по тексту),
Потянулся, улыбнулся,
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался.
Наклонился,
Водой из ручья умылся
(тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту).
Нарядился
И пошел по лесу
Куролесить.
Берегись, лесной народ,
Зверь голодный идет!
(ходьба по-медвежьи.)
Насекомые.
Чок – чок, каблучок!
(потопать ногами)
В танце кружится сверчок.
(покружиться)
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
(движения руками, как при игре на скрипке)
Крылья бабочки мелькают –
(движения руками, как крыльями)
С муравьем она порхает.
(покружиться парами)
Звонко хлопают ладошки!
(похлопать в ладоши)
Всё! Устали ножки!
Лето. Цветы.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.(бег)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».