Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития воспитанников» Принято: Советом педагогов Протокол №_3 От 20.09.24 Утверждаю: Заведующий БМАДОУ «Детский сад №22» С.Л.Смирнова_________ Приказ № 3/ОД от 20 сентября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по логопедической ритмике «Говоруша» Возраст детей 3-5 лет Срок реализации 2 года Автор составитель: Шулейкина Ю.В. музыкальный руководитель педагог доп образования Березовский, 2024г. Содержание Стр. 1. Пояснительная записка………………………………………... 2. Цель и задачи программы……………………………………… 6 3. Содержание программы………………………………………... 7 4. Организационно-педагогические условия реализации программы……………………………………………………….. 13 3 5. Учебный план……………………………………………………. 22 6. Календарный учебный график………………………………... 22 7. Оценочные материалы…………………………………………. 24 8. Методические материалы…………...…………………………. 27 2 1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по логопедической ритмике «Говоруша» (далее Программа) направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе детям с ОВЗ. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; - Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказом от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 3 - Уставом Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников», приказ УО БГО № 169 от 7 июня 2023 г. - Положением о порядке предоставления платных образовательных услуг в Березовском муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 22». Программа разработана с учетом потребности родителей воспитанников. Актуальность В настоящее время отмечается рост количества детей с задержкой речевого развития. В дошкольном образовании возникает необходимость применения комплексных логопедических методик, направленных на формирование речи детей дошкольного возраста. Одной из таких методик является логопедическая ритмика. Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире. Логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики речевых нарушений, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями, в условиях дошкольных образовательных организаций. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкальноэстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи. Программа разработана на основе методических пособий передовой педагогической практики, основана на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом, порождающим положительные изменения в психомоторной сфере, выступает ритм (двигательный, музыкальный, речевой). Занятия логоритмикой представляют собой комплекс различных видов деятельности, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста методами ритмического и музыкально-эстетического воспитания. Ключевым моментом программы является музыка (музыкальная ритмика), с помощью которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях: 4 дыхательная гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и музыка, общая и мелкая моторика и музыка. Актуальность реализации Программы определяется также запросом со стороны родителей в вопросах подготовки детей к школе, а также предполагает ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей: выявление возможностей, склонностей и интересов. Отличительные особенности программы Материал данной программы можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. Данная программа может быть ограниченными возможностями здоровья. адаптирована для детей с Особое внимание данная программа уделяет здоровьесбережнию, развитию высших психических функций, речевому, ритмическому, коммуникативному и эмоционально-личностному развитию. Адресат программы Дети дошкольного возраста (3-5 лет). Набор детей в группы производится без учета уровня речевого, физического и музыкального развития ребенка. При проведении занятий учитываются: - индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности детей; - возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Зачисление детей осуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей) ребенка. письменного Объем программы, срок освоения и режим занятий Программа рассчитана на 1 год обучения. Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу: для детей 3-4, 4-5 лет. Формы обучения и виды занятий: групповые занятия. Количество детей в группе – 10-12 чел. Это обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. 5 Объем программы: 72 часа - 1 учебный год. Срок освоения программы – 1 учебный год (8 месяцев). Режим занятий: 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия в зависимости от возрастной группы. 3-4 года – 20 минут; 4-5 лет – 25 минут. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Форма обучения Данная программа предполагает очную форму обучения. 2. Цель и задачи программы Цель программы – организация коррекционного пространства в условиях ДОО, обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий. Основные задачи программы: Образовательные задачи: - формировать двигательные умения и навыки; развить пространственные представления и координацию движений; формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка. совершенствовать основные психомоторные качества (переключаемость движений и двигательной памяти); - развивать ритмические способности; - развивать мелкую моторику, точность движений; - развивать силу голоса и выразительность речи и пения. Воспитательные задачи: - развивать творчество и инициативу; - формировать самостоятельность в выполнении предложенных заданий; 6 - воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, стремление доводить начатое до конца; - содействовать в повышении уровня самооценки детей; - формировать и совершенствовать коммуникативные межличностные отношения (педагог – воспитанник, партнер – партнерша, участник – коллектив); - воспитывать бережное отношение друг к другу; - воспитывать в детях силу воли, трудолюбия и дисциплины. Коррекционные задачи: - формировать правильную артикуляцию звуков; развивать речевое дыхание; развивать артикуляционный аппарат; развивать фонематическое восприятие; развивать грамматический строй и связную речь; формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память; учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Эстетические задачи: - сформировать умение понимать прекрасное; - воспитывать интерес и любовь к речи, родному языку, творчеству в самых разнообразных формах; - воспитывать культуру поведения и общения; - способствовать формированию представлений о себе и других как самостоятельных творческих личностях; - воспитывать безусловное уважение к другим людям вне зависимости от их возраста, расовых, национальных и культурных особенностей, способностей и/или ограничений здоровья. 3. Содержание программы Учебно-тематический план для детей 3-4 лет (младшая группа) № 1 2 Перечень основных разделов программы Вводное занятие Развитие моторики, Количество учебных часов Всего Теория Практика 1 1 0 18 3 15 7 ритмичности и ориентировки в пространстве 2.1 2.2 2.3 3 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики Развитие артикуляционной моторики 10 4 4 1 1 1 9 3 3 Развитие дыхания Развитие речи 8 13 1,5 2,5 6,5 10,5 4 1,5 2,5 4 0,5 3,5 5 0,5 4,5 16 2 14 Музыкальные игры и упражнения Подвижные игры и упражнения Речевые игры и упражнения 4 6 6 0,5 0,5 1 3,5 5,5 5 Итого: 56 10 46 Формирование звуковой культуры речи Развитие лексико-грамматической стороны речи Развитие связной речи Игры упражнения Содержание 1. Вводное занятие (1 час) Введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. 2. Развитие моторики, ритмичности и ориентировки в пространстве (18 часов) Теория (3 часа) Ходьба, бег, прыжки, ходьба на полупальцах, галоп, медвежий шаг, движение вперед, движение спиной, ритм, хлопки, шлепки, топотушки, щелчки, пальцы, кисть, рука, ладонь, плечо, локоть, быстро, медленно, громко, тихо, плавно, резко, образные движения, рот, язык, губы, зубы, щеки, зеркало, движение стайкой, движение друг за другом, движение по кругу. Практика (15 часов) Выполнение упражнений для развития общей моторики и ритмичности: движения по залу, перестроения, упражнения для корпуса и пояса верхних и нижних конечностей, образные движение по заданию педагога (мышки, кошки, цыплята и т.д.), ритмичные движения согласно характеристикам музыкального произведения, танцы с фиксированными движениями. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики: создание образных фигур с помощью пальцев, разработка мышц руки и пальцев, специальные упражнения с тренажерами, мячами, шпажками, палочками, колечками и другими атрибутами, пластилином, песком и водой. 8 Выполнение упражнений для развития артикуляционной моторики: силы, точности, амплитуды движений артикуляционных органов и мышц лица. 3. Развитие дыхания 8 часов) Теория (1,5 часа) Вдох, выдох, нос, рот, живот, грудь, сила, продолжительность. Практика (6,5 часов) Выполнение упражнений на силу выдоха, дифференциацию вдоха и выдоха, формирование брюшного (диафрагмального) дыхания. 4. Развитие речи (13 часов) Теория (2,5 часа) Речь, звук, слово, слух, различение, звуки русского языка, твердость, мягкость, звонкость, глухость, шепот, голос, слово-предмет (существительное), слово-действие (глагол), словарь по лексическим темам. Практика (10,5 часов) Практическое использование полученных речевых умений и знаний в различных коммуникативных ситуациях на занятиях, активизация собственных высказываний детей, побуждение к речевой активности, знакомство с речевым материалом (стихи, потешки, считалочки, песни, сказки) по лексическим темам, сопряженно-отраженное проговаривание лексико-грамматического материала без требования к запоминанию. 5. Игры и упражнения (16 часов) Теория (2 час) Правила, цель игры, выигрыш, проигрыш, расчет, роль. Практика (14 часов) Закрепление полученных знаний и умений в музыкальных, подвижных и речевых играх различной сюжетной и дидактической направленности. Учебно-тематический план для детей 4 – 5 лет (средняя группа) № 1 Перечень основных разделов программы Вводное занятие Количество учебных часов Всего Теория Практика 1 1 0 9 2 2.1 2.2 2.3 3 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 Развитие моторики, ритмичности и ориентировки в пространстве 17 2 15 7 5 5 0 1 1 7 4 4 9 12 1 3 8 9 4 1 3 4 1 3 4 1 3 17 3 14 Музыкальные игры и упражнения Подвижные игры и упражнения Речевые игры и упражнения 4 8 5 1 1 1 3 7 4 Итого: 56 10 46 Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики Развитие артикуляционной моторики Развитие дыхания Развитие речи Формирование звуковой культуры речи Развитие лексико-грамматической стороны речи Развитие связной речи Игры упражнения Содержание 1.Вводное занятие (1 час) Введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. 2. Развитие моторики, ритмичности и ориентировки в пространстве (17 часов) Теория (2 час) Ходьба, бег, прыжки, ходьба на полупальцах, галоп, медвежий шаг, движение вперед, движение спиной, ритм, хлопки, шлепки, топотушки, щелчки, пальцы, кисть, рука, ладонь, плечо, локоть, быстро, медленно, громко, тихо, плавно, резко, образные движения, рот, язык, губы, зубы, щеки, зеркало, движение стайкой, движение друг за другом, движение по кругу, гусиный шаг, движение врассыпную, маршевый шаг, взмахи руки, наклон, полунаклон, присед, полуприсед, лисий шаг. Практика (15 часов) Выполнение упражнений для развития общей моторики и ритмичности: движения по залу, перестроения, упражнения для корпуса и пояса верхних и нижних конечностей, образные движение по заданию педагога (мышки, кошки, цыплята и т.д.), ритмичные движения согласно характеристикам музыкального произведения, танцы с фиксированными движениями, этюды, комплексы ОРУ. 10 Выполнение упражнений для развития мелкой моторики: создание образных фигур с помощью пальцев, разработка мышц руки и пальцев, специальные упражнения с тренажерами, мячами, шпажками, палочками, колечками, шнурками и другими атрибутами, строительными блоками, пластилином, песком и водой. Выполнение упражнений для развития артикуляционной моторики: силы, точности, амплитуды движений артикуляционных органов и мышц лица; формирование артикуляционных укладов. 3. Развитие дыхания (9 часов) Теория (1 час) Вдох, выдох, нос, рот, живот, грудь, сила, продолжительность, диафрагма, ноздри, поочередность, дыхательное движение. Практика (8 часов) Выполнение упражнений на силу выдоха, дифференциацию вдоха и выдоха, формирование брюшного (диафрагмального) дыхания, расширение жизненной емкости легких, парадоксальные дыхательные упражнения. 4. Развитие речи (12 часов) Теория (3 часа) Речь, звук, слово, слух, различение, звуки русского языка, двойной звук (дифтонг), твердость, мягкость, звонкость, глухость, шепот, голос, слово-предмет (существительное), слово-действие (глагол), словарь по лексическим темам, слово-признак (прилагательное), «маленькие слова» (предлоги), предложение, текст. Практика (9 часов) Практическое использование полученных речевых умений в различных коммуникативных ситуациях на занятиях, активизация собственных высказываний детей, побуждение к речевой активности, знакомство с речевым материалом (стихи, потешки, считалочки, песни, сказки, зачины к подвижным играм) по лексическим темам, сопряженноотраженное и отраженное проговаривание лексико-грамматического материала без требования к запоминанию. 5. Игры и упражнения (17 часов) Теория (3 часа) Правила, цель игры, выигрыш, проигрыш, расчет, роль, ведущий. 11 Практика (14 часов) Закрепление полученных знаний и умений в музыкальных, подвижных и речевых играх различной сюжетной и дидактической направленности. Планируемые результаты освоение программы 3 – 4 года Дети знают: - основной обиходно-бытовой словарь; - схему собственного тела; - основные параметры ритма; - простейшие общеразвивающие, образные и плясовые движения. - правила поведения на занятиях. Дети умеют: - выражать свои желания средствами речевой и неречевой экспрессии; - строить простую фразу; - произносить слова простой слоговой структуры; - делать простые обобщения; - слышать и различать простейшие музыкальные формы; - по показу играть на шумовых инструментах. - акцентировать шаг на первую долю; - фантазировать в соответствии с музыкальным материалом; - выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами. 4 – 5 лет Дети знают: - основной обиходно-бытовой словарь, включающий нечастотные единицы; - основные грамматические конструкции русского языка; - наречия, обозначающие пространственные и временные признаки, сравнения и уподобления; - частотные словообразовательные модели и словоизменительные модели; - звуки русского языка; 12 - схему собственного тела; - основные параметры ритма; - основные общеразвивающие, образные и плясовые движения; - правила поведения в обществе. Дети умеют: - выражать свои желания средствами речевой и неречевой экспрессии; - строить простую распространенную фразу; - произносить слова несложной слоговой структуры и слова со стечением согласных; - дифференцировать звуки русского языка; - делать простые обобщения и обобщения второго уровня; - ориентироваться в микро- и макропространстве; - слышать и различать простейшие музыкальные формы; - по показу играть на шумовых инструментах; - импровизировать при озвучивании речевого материала; - инсценировать простые песни. - самостоятельно ускорять и замедлять темп движений; - отличать в движении музыкальные фразы, акценты, несложный ритмический рисунок; - выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; - работать в коллективе. Организационно-педагогические условия реализации программы 4. Занятия логоритмикой проводятся в физкультурно – музыкальном зале, светлом, просторном, проветриваемом, отвечающим требованиям СанПин. Материально – техническое оснащение Программы: - Шкафы для хранения дидактических и методических пособий -1; Детские стулья - 27; Фортепиано - 1; Музыкальный центр - 1; Ноутбук - 1; Телевизор - 1; 13 - Записи фонограмм в режиме «+» и «-» (на флеш-накопителе и дисках у специалиста доп. образования); - Фонотека и видеотека выступлений (на флеш-накопителе у специалиста доп. образования). Дидактическое обеспечение: - Литература по логоритмике; - Нотный материал, подборка репертуара; - Иллюстрации и репродукции (в электронном виде на флеш-накопителе у специалиста доп. образования, в печатном виде), таблицы со складами и текстами коротких песен; - Картотеки игр; - Куклы и мягкие игрушки; - Коврики для гимнастики – 15 штук; - Игровые и танцевальные атрибуты, необходимые в пластических этюдах и танцевальных постановках; - Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; - Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки; - Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели; - Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики; - Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Требования к педагогу дополнительного осуществляемому реализацию Программы образования, Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей Программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные 14 ресурсы. Планирует содержание работы в музыкальном зале, определяет ее виды, формы, исходя из имеющихся в образовательной организации условий. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников. Участвует в деятельности Совета педагогов и методических объединений. Консультирует родителей или лиц, их заменяющих по вопросам обучения. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и 15 поддержки одаренных детей; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей по художественноэстетической деятельности; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Виды занятий 1. Обучающие занятия. На общих занятиях детально разбирается новый материал. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняются приёмы исполнения. На занятии может быть введено не более 2 – 3 новых упражнений или игр. 2. Закрепляющие занятия. Предполагает повтор движений или упражнений не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих правильно, лучше других или идет соревнование – игра между второй и первой линиями. 3. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими упражнения или игры. 4. Импровизационная работа. На этих уроках дети придумывают свои вариации на знакомый материал или сочиняют на заданную тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Принципы: 16 - научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками); - активности и сознательности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям); - природосообразности (определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей) - систематичности и последовательности (непрерывность и регулярность занятий); - наглядности (безукоризненный показ движений педагогом); - повторяемости материала (повторение вырабатываемых навыков); - индивидуализации (определение возможностей ребёнка); посильных заданий с учётом - взаимосвязи речи, музыки и движения (упорядочивание темпа и характера движений ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение); - постепенного повышения требований (переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков). Методические приёмы - Наглядный метод - обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. При обучении движению используются различные приемы наглядности: а) наглядно-зрительные приемы: показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства; использование наглядных пособий кинофильмов, телепередач, картин и т. п.; б) тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путем включения различных пособий в двигательную деятельность. Выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение 17 отдельных частей тела занимающихся выпрямлением осанки путем прикосновения руки; в) с помощью наглядно-слуховых приемов осуществляется звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка и песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двустиший и четверостиший, звуки бубна, колокольчика и т. п. - Словесный методы обращен к сознанию занимающихся, он помогает осмысливанию поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений. Приемы, относящиеся к словесным методам, следующие: а) краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося; б) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы; в) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися; г) беседа, предваряющая введение новых упражнений и подвижных игр, при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т.д.; д) вопросы занимающимся до выполнения задания для осознания последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.; е) команды, распоряжения и сигналы, которые требуют от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество; ж) образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всей ситуации, стимулирующее к эмоциональному воспроизведению; 18 з) словесная инструкция; ее использование обусловлено тем, что с помощью системы словесных воздействий происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью чисто словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения. Формирование двигательных навыков у детей зависит от степени осознанности ребенком содержания и структуры упражнения. - Практический метод связан с практической деятельностью, он обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями практического метода являются игровой и соревновательный. - Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный. Он может использоваться на логоритмических занятиях и с детьми школьного возраста. Игровой метод учитывает элементы нагляднообразного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу. - Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности. - Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. - Концентрический метод по мере усвоения детьми определенных движений, упражнений вновь возвращается к пройденному, но уже усложняя их. Организация проведения занятий 19 Одежда для занятий должна быть удобной и не стеснять движений, обувь должна облегчать свободу движений (балетки, чешки). Формы занятий Основными формами работы являются: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. Структура занятия состоит из трех частей: 1. Вводная часть: - различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений; - упражнения на ориентировку в пространстве; - упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса. 2. Основная часть: - развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики; - упражнения на развитие внимания, памяти; - упражнения на развитие чувства ритма, темпа; - упражнения на развитие координации речи с движением; - упражнения на развитие координации пения с движением; - слушание музыки для снятия напряжения; - игровые упражнения на развитие мелкой моторики. 3. Заключительная часть: - упражнения на восстановления дыхания; - спокойные виды ходьбы; - упражнения на релаксацию. Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с педагогом. Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений. 1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. 2. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, 20 развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. 3. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 4. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. 5. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. 6. Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. 7. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. 8. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. 9. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. 10. Пальчиковые игры и сказки. Развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Мелкая моторика пальцев рук способствует скорейшему речевому развитию. 11. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, 21 «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. 12. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. 13. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. 14. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры. Способы выявления результативности программы Единственной формой выявления результативности работы по программе являются открытые занятия (или другая форма отчетности на выбор педагога: викторина, фестиваль, участие в концерте). 5. Учебный план Возрастная группа 3 – 4 года 4 – 5 лет Количество занятий в неделю 1 1 Количество занятий месяц Количество занятий в год 4 4 56 56 6. Календарный учебный график Период Педагогическая диагностика 1 Сроки 1 год обучения Первый месяц обучения, первые 2 недели Количество недель 2 недели1 Педагогическая диагностика входит в период образовательной деятельности 22 2 год обучения Первый месяц обучения, первые 2 недели 2 недели Период образовательной деятельности 1 год обучения С 1 недели первого месяца обучения 12 недель 2 год обучения С 1 недели первого месяца обучения 12 недель Промежуточная диагностика 1 год обучения В конце первого полугодия 2 недели2 2 год обучения 2 недели 1 год обучения В конце первого полугодия 22 декабря – 8 января 2 год обучения 22 декабря – 8 января 3 недели Период образовательной деятельности 1 год обучения 4 месяц с 1 недели 16 недель 2 год обучения 4 месяц с 1 недели 16 недель Педагогическая диагностика 1 год обучения Последний месяц обучения последние 2 недели 2 недели4 2 год обучения Последний месяц 2 недели обучения последние 2 недели 28 недель 28 недель Новогодние каникулы Период реализации ДОП 1 год обучения 2 год обучения 3 недели3 2 Промежуточная диагностика входит в период образовательной деятельности Новогодние каникулы не входят в период реализации ДОП 4 Педагогическая диагностика входит в период образовательной деятельности 3 23 7. Оценочные материалы Оценка качества освоения детьми содержания программы дополнительного образования носит индивидуальный, динамический характер. Оценивается развитие физических и речедвигательных качеств каждого ребенка в процессе обучения. Ведущим методом является наблюдение. Два раза в год (начало и конец) проводится диагностика отдельных физических качеств: ловкость, гибкость, а также речедвигательных способностей: восприятие музыки и движений, характер исполнения движений, ритмичность, самостоятельность, творческая импровизация. Задания предлагаются детям в игровой форме (оценивается динамика развития данных качеств). Ежегодно педагог дополнительного образования проводит самоанализ выполнения задач программы дополнительного образования. ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Критерии: Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - … 24 4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: - силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. - «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. - Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. - Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу: 25 Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах) № Фами лия, п/ имя п ребен ка Слуховое внимание Восприятие и воспроизве дение ритма Нача Кон Нача ло ец ло года года года Кон ец года Ориентиров Состояние ание в общей пространст моторики ве Нача ло года Состояние мелкой моторики Кон Нача Кон Нача Кон ец ло ец ло ец года года года года года 1 2 3 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (при освоении программы) - Нормализация речи вне зависимости от речевого нарушения. - Сформированность знаний по лексическим темам. - Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. - Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. - Сформированность положительного эмоционального настроя к речи. - Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки. - Улучшение результатов диагностик развития речи. - Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. - Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. - Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. 26 - Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения). - Умение организовывать игровое и речевое общение со сверстниками. - Воспитание бережного отношения к природе, животным. - Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Говоруша» - это организованное проведение открытых занятий для родителей воспитанников и отзывы родителей о данных мероприятиях, выступления на утренниках, участие в развлечениях. 8. Методические материалы Методическая книгопечатная продукция: 1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие игры и развлечения со словами. М.: Лада. 2007. – 224 с. 2. Алпарова Н.Н., Никоаев В.А., Сусидко И.П. Осень — добрая хозяйка: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: учебно-методическое пособие. Ростов- н/Д:, Феникс, 2009. - 246 с. 3. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель. 2007. – 58 с. 4. Ансерме Э. Что такое ритмика // Бюллетень ≪La Rythme≫ Института Ритма и музыки Жак-Далькроза в Женеве. 1924. №12. 5. Бабаджан Т. Мы любим музыку. Выпуск 1 М.: Музгиз. 1959. - 39 с. 6. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста. Дисс…. к.п.н. СПб, 2011 – 174 с. 7. Бекина С.И., Ломова Т. Хоровод весѐлый наш. Вып. 1. М.: Музыка. 1980. - 88 с. 27 8. Бекина С.И. и др. (Музыка и движение Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов М.: Просвещение, 1983. – 208 с., нот. 9. Бекина С.И. и др. (Музыка и движение Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов М.: Просвещение, 1984. – 288 с., нот. 10. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель. 2006. – 46 с. 11. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. М.: Творческий центр Сфера. 2009. - 128 с. 12. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб.: ЛОИРО. 2000. – 220 с. 13. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. СПб.: Музыкальная палитра. 2004. – 36 с. 14. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. ТУТТИ. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. СПб.: Музыкальная палитра. 2012. – 144 с. 15. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка. 1988. - 111 с. 16. Вихарева Г.Ф. Споем, спляшем, поиграем: Песенки-игры для малышей. - Спб.: РЖ Музыкальная палитра. 2011. - 40с. 17. Вихарева Г.Ф. Споѐм, спляшем, поиграем - 2: Песенки-игры для малышей. Вып. 2 - Спб.: Аничков мост. 2014. - 34 с. 18. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение. 1985. – 191 с. 19. Доломанова Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки. М.: Сфера. 2002. – 112 с. 20. Елисеева Е., Родионова Ю. Ритмика в детском саду. Методическое пособие. М.: Перспектива. 2012. – 104 с. 21. Жак-Далькроз Э. Ритм. М., 2008. 22. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. - 2-е изд. - М.; ТЦ «Сфера», 2010. – 192 с. 23. Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст. - М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2008. -64 с. 24. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера. 2005.– 192 с. 25. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М.: Сфера. 2010. – 160 с. 26. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М.: Сфера. 2010. – 160 с. 27. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: Сфера. 2010. – 160 с. 28. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М.: Сфера. 2010. – 160 с. 29. Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. М.: Советский спорт. 2002. – 212 с. 28 30. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 176 с. 31. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М.: Айрис Пресс. 2004. – 112 с. 32. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. СПб.: КАРО. 2006. – 144 с. 33. Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей. М.: Человек. 2012. – 160 с. 34. Петрова В.А. Музыка — малышам. М.: Мозаика-Синтез. 2001. - 144 с. 35. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи…: Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М.: КД Либроком. 2012. – 264 с. 36. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть II. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с. 37. Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. М.: Баласс. 2008. – 144 с. 38. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. М.: Астрель. 2000. – 208 с. 39. Щербакова Н. Музыкальный сундучок. М.: Обруч. 2012. - 79 с. 40. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Метафора. 2002. – 128 с. Электронные ресурсы: 1. 2. 3. 4. http://allaevtodjeva.ucoz.net/ http://deti-ritmika.ru/ http://horeograf.ucoz.ru/ https://perluna-detyam.com.ua/forum/vse-dlya-khoreografa.html 5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000. 6. Горшкова Е.В. «Учебно-методическое пособие о говорящих движениях и чудесных превращениях» 7. Доронин А.М., Шевченко Л.Е., Доронина Н.В. «Ритмика в специальном образовании». Учебно-методическое пособие, Майкоп, 2004. 8. Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду – М.: Айрис Пресс, 2003. 9. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей». Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов, Москва, 1997. 10. Коренева С.П. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста», Москва. Гуманитарный издательский центр, «Владос» 2011 год. 11. Луговская А. «Ритмические упражнения, игры и пляски» для детей дошкольного возраста. – Москва, 1991. 29 12. Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 2003. 13. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей», издательство «Музыкальная палитра», 2014г. 14. Фирилева «Са-Фи-Дансе» танцевальная гимнастика для детей. Учебнометодическое пособие. – Санкт_петербург, 2016. Электронные картотеки: 1. Пальчиковые игры на основе сказок 2. Пальчиковые игры по программе Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А. «Ладушки» 3. Пальчиковые игры старший возраст 5-7- лет 4. Картотека дыхательной гимнастики 5. Картотека подвижных и малоподвижных игр и игровых упражнений для детей старшего дошкольного возраста 6. Малоподвижные игры в старшей и подготовительной группе 7. Танцевальная картотека 8. Танцевальные игры 9. Танцевальные композиции. Описание. Музыкальные диски: 1. «Ку-ко-ша», выпуск №1, №2, №3, №4; 2. Т. Суворова «Новогодний репертуар» - Танцевальная ритмика для детей; 3. А. Буренина «Ритмическая мозаика», выпуск №1, №2, №3, №4; 4. Т. Суворова «Танцевальная ритмика», выпуск №1, №2, №3, №4, №5, №6; 5. Т. Усова «Театр танца», выпуск №1. 6. Чемрукова В. «Танцевальный микс». 7. Буренина Коммуникативные танцы. 8. Детские танцы – польки. 9. Колтышева Е. Песенки-игры и танцы. 10. Поплянова Е. Палочки – скакалочки. 11. Зарядка. Гимнастика. 12. Сборник для зарядки и танцев. 30