Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития воспитанников» Принято: Советом педагогов Протокол №_3 От 20 сентября 2024г Утверждаю: Заведующий БМАДОУ «Детский сад №22» С.Л.Смирнова_________ Приказ № 3/ОД от 20 сентября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Уроки феи Бусинки»» Возраст детей 5-6 лет Срок реализации 1 год Автор составитель: Шулейкина Ю.В. музыкальный руководитель Березовский, 2024г. Содержание Стр. 1. Пояснительная записка………………………………………... 2. Цель и задачи программы……………………………………… 6 3. Содержание программы………………………………………... 7 4. Организационно-педагогические условия реализации программы……………………………………………………….. 10 3 5. Учебный план……………………………………………………. 14 6. Календарный учебный график………………………………... 14 7. Рабочая программа…………………………………………….. 15 8. Оценочные материалы…………………………………………. 30 9. Методические материалы…………...…………………………. 32 2 1. Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Уроки феи Бусинки» (далее Программа) направлена на всестороннее развитие ребёнка, его двигательно-ритмических, коммуникативных навыков, познавательной и творческой активности, любознательности, стремления к самостоятельному размышлению, на развитие психических процессов, которые лежат в основе психомоторного развития, на способность творчески проявлять себя и стойкий интерес к музыке. Программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; - Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказом от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; - Уставом Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников», приказ УО БГО № 239 – н от 24 ноября 2015 г. - Положением о порядке предоставления платных образовательных услуг в Березовском муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 22». 3 Программа разработана с учетом потребности родителей воспитанников. Актуальность Проблема творческого, речевого развития дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования. Для того чтобы увести детей от стереотипного мышления необходимо разбудить фантазию, воображение ребёнка. Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, которую ребенок может создать при помощи бус, так как она по своей сути наиболее близка ребёнку. В ходе игр с бусами каждый ребенок может проявить свою выдумку и фантазию, будет захвачен удивительным процессом творения: сочинением сказочных историй. Они расширяют представления ребёнка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Все сказки отличаются индивидуальностью и творческим подходом в изображении. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики. Ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что, благодаря всему этому, развиваются речевые способности ребенка. Кроме того, программа открывает для каждого творческие горизонты: можно попробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, фантастические картины, сочинить и показать удивительные истории. Актуальность реализации Программы определяется также запросом со стороны родителей в вопросах всестороннего развития детей, а также предполагает ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей: выявление возможностей, склонностей и интересов. Отличительные особенности программы 4 Программа носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого - педагогическую поддержку интеллектуально творческого и эмоционального развития детей. Материал данной программы построен по тематическому принципу и включает в себя репродуктивные виды изобразительного творчества и музыкальную деятельность творческого характера. Педагогическая целесообразность программы заключается в целенаправленном развитии воображения у детей сначала под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, затем в самостоятельном представлении замыслов и планов в коллективных играх, продуктивных и творческих видах деятельности. Адресат программы Дети дошкольного возраста (5-6 лет). Набор детей в группы производится без учета уровня музыкального и художественно-творческого развития ребенка. Зачисление детей осуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей) ребенка. письменного Объем программы, срок освоения и режим занятий Программа рассчитана на 8 месяцев обучения. Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу: для детей 5-6 лет. Формы обучения и виды занятий: групповые занятия. Количество детей в группе – 8-10 чел. Это обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Объем программы: 32 часа - 1 учебный год. Срок освоения программы – 1 учебный год (8 месяцев). Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 25 минут (учебный час). Для данной возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. 5 Форма обучения Данная программа предполагает очную форму обучения. 2. Цель и задачи программы Цель программы – создание педагогических условий для развития интеллектуально – творческой и познавательной активности у детей в ходе музыкально-творческой деятельности, формирование коммуникативных качеств личности, применение полученных знаний в воплощении художественного замысла. Основные задачи программы: Образовательные задачи: - осваивать элементарные приемы работы с бусами; - формировать связную речь: составление описательных, творческих рассказов по созданным предметам; - способствовать формированию пространственных и математических представлений; - развивать умственные способности; - развивать мелкую моторику, точность движений, координацию движений руки и глаза, гибкости рук. - развивать комплекс музыкальности: чувство ритма, ладовое чувство, эмоциональную отзывчивость, музыкальную память, музыкальный слух; - развивать мыслительные способности, анализ, классификацию, сравнение, обобщение; - формировать способы познания путем сенсорного анализа. Воспитательные задачи: - развивать фантазию, зрительное и слуховое восприятие, память; развивать творчество и инициативу; формировать самостоятельность в выполнении предложенных заданий; воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, стремление доводить начатое до конца; - содействовать в повышении уровня самооценки детей; - формировать и совершенствовать коммуникативные межличностные отношения (педагог – воспитанник, партнер – партнерша, участник – коллектив); - воспитывать бережное отношение друг к другу; 6 - воспитывать в детях силу воли, трудолюбия и дисциплины. Эстетические задачи: - сформировать умение понимать прекрасное; - воспитывать интерес и любовь творчеству в самых разнообразных формах; - воспитывать культуру поведения и общения; - способствовать формированию представлений о себе и других как самостоятельных творческих личностях; - воспитывать безусловное уважение к другим людям вне зависимости от их возраста, расовых, национальных и культурных особенностей, способностей и/или ограничений здоровья. 3. Содержание программы Учебно-тематический план - 1 год обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Перечень основных разделов программы Вводное занятие Фея Бусинка в гостях Сказочный город Зимние истории Сладкие радости Путешествие бусинок Весенняя сказка Удивительный микромир Цветочные чудеса Итого: Количество учебных часов Всего Теория Практика 1 4 4 4 3 4 4 4 4 32 Содержание обучения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 3 3 3 2 3 3 3 3 9 23 1. Вводное занятие (1 час) Игровое введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. 2. Фея Бусинка в гостях (4 часа) Теория (1 час) Знакомство с феей Бусинкой, с технологией рисования бусами. Вызвать интерес к работе с бусами. Практика (3 часа) 7 Пальчиковые игры, игры с бусами с комментированием, музыкальные игры и песни с бусами, составление рассказов по готовым шаблонам, овладение приемами выкладывания бус. 3. Сказочный город (4 часа) Теория (1 час) Знакомство с новыми приемами выкладывания бус. Практика (3 часа) Работа над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая стихами, речевыми и музыкальными упражнениями. 4. Зимние истории (4 часа) Теория (1 час) Знакомство с новыми приемами выкладывания бус. Практика (3 часа) Обучение приемам передачи фантазийных образов, навеянных зимними наблюдениями. Рисование бусами морозных узоров, снеговиков, праздничных атрибутов. Разучивание музыкальных новогодних игр с бусами. 5. Сладкие радости (3 часа) Теория (1 час) Знакомство с новыми приемами выкладывания бус. Практика (2 часа) Изготовление из бус кухонной посуды, украшение их узорами, выкладывание разных видов сладостей, составление рассказов, музыкально – коммуникативные игры. 6. Путешествие бусинок (4 часа) Теория (1 час) Знакомство с новыми приемами выкладывания бус. Практика (3 часа) Выкладывание разных видов транспорта по готовым шаблонам, конструирование своей машины, музыкальные игры на ориентацию в пространстве, игры с подпеванием. 7. Весенняя сказка (4 часа) 8 Теория (1 час) Знакомство с новыми приемами выкладывания бус. Практика (3 часа) Закрепление приемов выкладывания различных геометрических фигур, игры с комментированием, самостоятельное выкладывание детьми картин, заполнение контуров. Музыкальные игры с бусами. 8. Удивительный микромир (4 часа) Теория (1 час) Знакомство с новыми приемами выкладывания бус. Практика (3 часа) Стихи и загадки о насекомых. Рассматривание коллекций насекомых. Игры с бусами по теме. 9. Цветочные чудеса Теория (1 час) Знакомство с новыми приемами выкладывания бус. Практика (3 часа) Выкладывание сложных цветов, самостоятельный подбор подходящих цветовых сочетаний. Музыкально – двигательные игры с бусами по теме. Открытое занятие для родителей, подведение итогов. Планируемые результаты освоения программы применяет приемы новой технологии для изображения предметов по образцу, памяти, представлению; умеет создавать композиции на ткани, листах бумаги разной формы; использует цвет для создания различных образов, передает настроение в творческой работе; развито образное мышление и воображение; расширен эмоциональный опыт; сформирован навык речевой коммуникации: умеет открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей искусства; проявляет положительное эмоциональное отношение к творчеству; 9 умеет работать индивидуально (в команде) по созданию индивидуального (общего) творческого продукта; развёрнуто комментирует свою творческую работу, составляет описательные и творческие рассказы. В результате занятий у дошкольников формируются и развиваются интегративные качества, такие как, эмоционально отзывчивый, любознательный, активный, владеющий средствами общения со взрослыми и сверстниками, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способен решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший необходимыми умениями, навыками для осуществления творческой деятельности. Главным результатом реализации программы является формирование у детей целостности мышления, широкого взгляда на окружающий мир. Организационно-педагогические условия реализации программы 4. Занятия проводятся в физкультурно – музыкальном зале, светлом, просторном, проветриваемом, отвечающим требованиям СанПин. Материально – техническое оснащение Программы: - Шкафы для хранения дидактических и методических пособий - 1; Детские стулья - 10; Фортепиано - 1; Музыкальный центр - 1; Ноутбук - 1; Телевизор - 1; Фонотека и видеотека (на флеш-накопителе у специалиста доп. образования). Дидактическое обеспечение: - Литература по технологии «Бусоград»; Бусы разной длины, цвета, формы; Фурнитура для творчества; Марблс; Нотный материал, подборка репертуара; Иллюстрации и репродукции (в электронном виде на флеш-накопителе у специалиста доп. образования, в печатном виде); - Картотеки игр; 10 - Дидактические игры. Требования к педагогу дополнительного осуществляемому реализацию Программы образования, Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей Программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Планирует содержание работы в музыкальном зале, определяет ее виды, формы, исходя из имеющихся в образовательной организации условий. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников. Участвует в деятельности Совета педагогов и методических объединений. Консультирует родителей или лиц, их заменяющих по вопросам обучения. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по 11 проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки одаренных детей; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей по художественноэстетической деятельности; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Виды занятий 1. Обучающие занятия. 2. Комбинированные занятия. 12 3. Интегрированные занятия. 4. Нетрадиционные занятия. Принципы: - активности и сознательности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям); - природосообразности (определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей) - систематичности и последовательности (непрерывность и регулярность занятий); - наглядности (безукоризненный показ педагогом); - повторяемости материала (повторение вырабатываемых навыков); - индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка); - постепенного повышения требований (переход к новым, более сложным заданиям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков). Методические приёмы - Словесный метод (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение). Наглядный метод (показ, видеопросмотр, работа по инструкции). Практический (проведение игр с бусами). Репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации). Частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий). Исследовательский метод. Метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение). - Творческие исследования, презентации продуктивной деятельности детей. Организация проведения занятий Одежда для занятий должна быть удобной и не стеснять движений. Формы организации занятий фронтальные; групповые; работа подгруппами. Примерная структура занятия: 1. Приветствие. 13 2. Мотивация на деятельность или проблемная ситуация (сообщение темы, использование мотивации: игровой, личной заинтересованности, общения). 3. Основная часть (совместная практическая деятельность с бусами, по ходу действия которой, педагог знакомит с приемами создания образов, инициирует на создание собственных решений, побуждая сопровождать действия развернутым комментированием и (или) составлением описательных творческих рассказов индивидуально или совместно). 4. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия, фотографирование детского творчества). 5. Прощание. Способы выявления результативности программы Единственной формой выявления результативности работы по программе являются открытые занятия (или другая форма отчетности на выбор педагога). 5. Учебный план Период обучения Количество Количество занятий в занятий месяц неделю 1 год обучения 1 4 Общее количество занятий за весь период обучения Количество занятий в год 32 32 6. Календарный учебный график Период Сроки Количество недель Педагогическая диагностика Первый месяц обучения, первые 2 недели 2 недели1 Период образовательной деятельности Новогодние каникулы С 1 недели первого месяца обучения 13 недель 30 декабря - 10 января 2 недели2 Период образовательной деятельности 4 месяц с 2 недели 19 недель 1 2 Педагогическая диагностика входит в период образовательной деятельности Новогодние каникулы не входят в период реализации ДОП 14 Педагогическая диагностика Последний месяц обучения последняя неделя Период реализации ДОП Период реализации ДОП за весь период обучения 1 неделя3 32 недели 32 недели 7. Рабочая программа Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития воспитанников» Принято: На Совете педагогов Протокол №3 От 20 сентября 2024г Утверждаю: Заведующий БМАДОУ «Детский сад №22» _________С. Л.Смирнова Приказ №3/ОД от 20.09.2024 Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Уроки феи Бусинки» Возраст детей 5-6 лет Срок реализации 1 год Автор составитель: Шулейкина Ю.В. 3 Педагогическая диагностика входит в период образовательной деятельности 15 педагог дополнительного образования Березовский, 2024г. Содержание 1. 2. 3. 4. 5. Цель……………………………………………………………….. Задачи ………………………….…………………………………. Планируемые результаты……………………………………… Учебный план……………………………………………………. Тематическое планирование…………………………………… Стр. 17 17 17 18 18 16 1. Цель программы: развитие речевой, творческой, познавательной активности дошкольников в ходе освоения технологии рисования бусами, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности. 2. Задачи программы осваивать элементарные приемы работы с бусами; формировать связную речь: составление описательных, творческих рассказов по созданным образам в новой технологии; способствовать развитию мелкой моторики рук, точности и координации движений, гибкости рук; развивать фантазию, зрительное и слуховое восприятие, память; содействовать проявлению творческих замыслов; воспитывать личностные качества: внимательность, терпеливость, сообразительность, усидчивость, умение работать в команде; воспитывать интерес к художественно – эстетическому, речевому развитию. 3. Планируемые результаты обучения: Ребенок будет иметь представления: о методах и приемах технологии рисования бусами; о возможности сочинения рассказов, сказок, историй в процессе работы с бусами. Ребенок будет уметь: применять приемы технологии рисования бусами для изображения предметов по образцу, памяти, представлению; плавно и ритмично изображать формообразующие линии; 17 создавать композиции на ткани, листах бумаги разной формы; использовать цвет для создания различных образов; передавать настроение в творческой работе; работать индивидуально (в команде) по созданию индивидуального (общего) творческого продукта; развёрнуто комментировать свою творческую работу, составлять описательные и творческие рассказы. 4. Учебный план № 1 2 3 4 5 6 7 8 Перечень основных разделов программы Вводное занятие Фея Бусинка в гостях Сказочный город Зимние истории Сладкие радости Путешествие бусинок Весенняя сказка Удивительный микромир Цветочные чудеса Итого: Количество учебных часов Всего Теория Практика 4 1 3 4 4 4 4 4 4 4 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 3 3 32 8 24 18 5. Тематическое планирование 1 месяц обучения Неделя, № занятия Тема Программное содержание Материал и оборудование Методы и приемы «Фея Бусинка в гостях» I Вводное занятие №1 Знакомство с феей Бусинкой II №2 III №3 «Улитка детка» «Кочка, горочка, гора» Инструктаж по ТБ. Познакомить с феей Бусинкой, научить подмечать характер персонажа. Знакомство материалом - бусы (длина, величина, цвет). Знакомство с техникой рисования бусами. Освоение приемов расслабления рук. Кукла фея Бусинка, волшебная шкатулочка с бусами разных цветов и размеров. Карточка с изображением сказочного города "Бусоград". Учить работать в техниках рисования бусами. Научить одновременное использование нескольких пальцев. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Речевая деятельность: дети рассматривают свой узор, придумывают название и составляют рассказ. Рисование по замыслу. Развивать творческую инициативу, учить приемам снятия эмоционального напряжения. Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Речевая деятельность: рассказ: «Как моя улиточка (имя) на горочку взбиралась». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров. Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Пальчиковая игра «Бусинки – дорожки». Рассматривание волшебной шкатулки с бусами. Игры с бусами с комментированием: «Шкатулочка», «Бусы, бусы покатитесь». Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием: «Волшебная дорожка», «Улитка», «Узоры». Приемы: «дорожка», «улитка». Словесный, наглядный, практический, игровой. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием «Маленькая горка» «Кочка, горочка, гора» Приемы: «дорожка», «бугорок», «кочка», «горочка», «гора». 19 IV №4 «Волшебная сказка» Рисование по замыслу. Приемы снятия эмоционального напряжения. Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Речевая деятельность. Дети по овладению приемам составляют, и рассказывают сказку. Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс. Мелкие игрушки. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Пальчиковая игра Игры с бусами с комментированием, составление сказок по овладению приемам. Приемы: «дорожка», «улитка», «бугорок», «кочка», «горочка», «гора». 2 месяц обучения Неделя, № занятия Тема Программное содержание Материал и оборудование Методы и приемы «Сказочный город» I №5 II №6 «Разноцветные капельки» Учить рисовать бусами простые фигуры. Закрепить название формы, цвета, величины. Формировать бережное отношение к бусам. Речевая деятельность: рассказ: «На что похожа капелька?». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс. Музыка на релаксацию. «Волшебная тарелочка» Закреплять умение детей составлять нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр презентации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Речевая деятельность: рассказ: «Фруктовая тарелка» Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, мелкие игрушки - фрукты. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра «Капелька» Игры с бусами с комментированием «Завитушки», «Капельки» Приемы: «дорожка», «улитка». Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра Игры с бусами с комментированием «Тарелка, лодочка, квадрат» Приемы: «дорожка», "тарелка", «лодка», «квадрат» 20 III №7 IV «Сказочный дом» Расширить знания о домах. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Использование мнемотаблицы «Разные дома». Речевая деятельность: рассказ «Сказочный город Бусоград». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, мнемотаблица. Музыка на релаксацию. «Рисуем вместе» Рисование по замыслу. Приемы снятия эмоционального напряжения. Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Под музыку создаем бусами общий групповой рисунок «На лесной полянке». Использование мнемотаблицы «Лес». Речевая деятельность: рассказ «Лесная полянка в сказочном городе». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, счетные палочки. Мнемотаблица «Лес». Музыка на релаксацию. №8 Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра «Дом» Игры с бусами с комментированием «Домик», самостоятельная творческая игра: «Сделай любимую фигуру и покажи другу» Приемы: «дорожка», «квадрат», «треугольник» Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра Игры с бусами с комментированием. Приемы: «дорожка», «улитка», «кочка», «горочка», «гора», «квадрат», «треугольник», «ладошка». 3 месяц обучения Неделя, № занятия Тема Программное содержание Материал и оборудование Методы и приемы «Зимние истории» 21 I «Снег, снежок» №9 II № 10 III № 11 «Елочка – красавица» «Подарок для Деда Мороза» Развивать фантазию и творчество в рисовании бусами снежинок разной формы. Учить рисовать бусами снежинку анализируя образец. Научить одновременному использование нескольких пальцев. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное. Приемы расслабления рук. Использование мнемотаблицы «Зима». Речевая деятельность: рассказ «Почему я люблю зиму». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, камешки. Мнемотаблица «Зима». Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра «Снежок» Игры с бусами с комментированием: «Снежки», «Снеговик». Приемы: «круг», «снежинка». Формировать умение детей составлять изображение из знакомых простых форм. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования бусами. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы. Творческий рассказ детей «В гости к елке пришли игрушки» Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, камешки. Музыка на релаксацию. Мелкие игрушки. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием: «Новогодняя игрушка», «Елочка-красавица». Приемы: «круг», «горочка». Дать обобщённое понятие о празднике «Новый год». Рисование подарка. Закреплять умение выкладывать квадраты нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Речевая деятельность: рассказ: «Что я подарю другу». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, камешки. Мелкие игрушки. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием «Зимний город», «Новогодний подарок». Приемы: «дорожка», «кочка», «горочка», «гора», «квадрат», «треугольник», «снежинка». 22 IV № 12 «Зимняя сказка» Рисование бусами на любую тему. Приемы снятия эмоционального напряжения. Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Приемы расслабления рук. Речевая деятельность: рассказ «Зимняя сказка». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, камешки. Мелкие игрушки. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра Игры с бусами с комментированием, коллаж из бус «Зимняя сказка» Приемы: «дорожка», «улитка», «кочка», «горочка», «гора», «квадрат», «треугольник», «снежинка». 4 месяц обучения Неделя, № занятия Тема Программное содержание Материал и оборудование Методы и приемы «Сладкие радости» I № 13 «Праздничный торт» II № 14 «Кулинария» Совершенствование приемов рисования. Закрепить название формы, цвета, величины. Формировать бережное отношение к бусам. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Приемы расслабления рук. Речевая деятельность: рассказ «Рецепт торта». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, резиночки, шарики, бантики. Музыка на релаксацию. Формировать умение детей выкладывать изображение из знакомых простых форм. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования бусами, проявлять инициативу, самостоятельность. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы. Речевая деятельность: рассказ «Мое любимое блюдо». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, резиночки, шарики, бантики. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра «Плюшки». Игры с бусами с комментированием: «Распиши тарелку», «Торт». Приемы: «дорожка», «круг», «квадрат», «треугольник». Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием «Пирожное», «Яблочный пирог». Приемы: «дорожка», «круг», «квадрат», «треугольник». 23 III № 15 «Магазин пирожных» IV № 16 «Повар, повар, где десерт?» Учить детей заранее обдумывать содержание будущего образа, называть тему, давать общее описание. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Речевая деятельность: разучивание стихотворения «Карамелька». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, резиночки, шарики, бантики. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Продолжать знакомить детей с разными профессиями. Приемы снятия эмоционального напряжения. Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, резиночки, шарики, бантики. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием. Коллаж из бус: (совместная работа) «Магазин пирожных». Приемы: «дорожка», «круг», «квадрат», «треугольник». Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием. Приемы: «дорожка», «круг», «квадрат», «треугольник». 5 месяц обучения Неделя, № занятия Тема Программное содержание Материал и оборудование Методы и приемы «Путешествие бусинок» I № 17 «Море волнуется» Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Игра: «Кто живет в море?». Приемы снятия эмоционального напряжения. Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Использование мнемотаблицы «Подводный мир». Речевая деятельность: стихи, загадки о подводных жителях. Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки. Мнемотаблица «Подводный мир». Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра «Пальчики». Игры с бусами с комментированием «Лодка», «Парусник», «Рыбка», «Осьминог». Приемы: «дорожка», «квадрат», «треугольник». 24 II № 18 «Вид транспорта» Расширить знания детей по теме. Рисование по замыслу. Развивать творческую инициативу. Приемы снятия эмоционального напряжения. Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Речевая деятельность: рассказ «Виды транспорта машина отправляется...». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки. Мелкие игрушки. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием «Наш транспорт», «Нагрузи машину». Приемы: «дорожка», «круг», «квадрат», «треугольник». III № 19 «Летающая тарелка» Расширить представления детей о космосе. Учить выкладывать из бус ракеты разного размера, закрепить приёмы изображения форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования бусами. Расширить представления детей о НЛО. Закреплять умение детей составлять нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр презентации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Речевая деятельность: рассказ «Моя летающая тарелка». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки. Музыкальное сопровождение. Словесный, наглядный, практический, игровой. IV № 20 «Машины будущего» Вызвать желание фантазировать, проявлять инициативу. Приемы снятия эмоционального напряжения. Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Речевая деятельность: заучивание стихотворения «Машина времени» Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки. Музыкальное сопровождение. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием «НЛО», «Ракеты». Приемы: «дорожка», «круг» «квадрат», «треугольник». Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра «Самолетик». Игры с бусами с комментированием «Легковая машина», «Машина времени». Коллаж из бус «Машины будущего». Приемы: «дорожка», «круг», «квадрат», «треугольник». 6 месяц обучения Неделя, № занятия Тема Программное содержание Материал и оборудование Методы и приемы «Весенняя сказка» 25 I № 21 «Шикарные дворцы» II № 22 «Дом, в котором я живу» III № 23 «Весенние птицы» IV № 24 «Весенняя сказка» Развивать фантазию и творчество. Приемы снятия эмоционального напряжения. Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Использование мнемотаблицы «Весна». Речевая деятельность: заучивание стихотворения «Весна». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Мнемотаблица «Весна». Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Рисование по замыслу. Приемы снятия эмоционального напряжения. Экспериментирование с бусами, изображение на основе детской фантазии и интереса ребенка. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Речевая деятельность: рассказ «Дом в котором я живу». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Расширить представления детей о перелетных птицах. Закреплять умение детей создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр презентации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Речевая деятельность: рассказ «Перелетные птицы». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Презентация и мнемотаблица «Птицы». Музыка на релаксацию. Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Расширить знания детей о природных явлениях, познакомить с сезонными изменениями в природе. Развивать творческую инициативу, мышление, воображение, фантазию. Продолжать формировать умение выкладывать рисунок по образцу. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Речевая деятельность: рассказ «Перелетные птицы». Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра «Раз дворец, два дворец». Игры с бусами с комментированием «Башни», «Дворцы». Приемы: «круг», «дорожка», «квадрат», «треугольник». Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием «Построй свой дворец», «Многоэтажный дом». Приемы: «круг», «дорожка», «квадрат», «треугольник». Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра «Стайка птиц». Игры с бусами с комментированием «Птичка», «Полет птиц». Приемы: «ладошка». Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием «Вертушка», «Тучка». Комментированный рассказ детей «Весенняя сказка» (рисуем бусами). Приемы: «дорожка», «улитка», «кочка», «круг», «ладошка», «квадрат», «треугольник». Приемы расслабления рук. 26 7 месяц обучения Неделя, № занятия Тема Программное содержание Материал и оборудование I № 25 «Разные насекомые» Расширить представления детей о многообразии насекомых. Закреплять умение детей создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр презентации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Использование мнемотаблицы «Насекомые». Речевая деятельность: заучивание стихотворения «Паучок». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Мнемотаблица «Насекомые». Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. II № 26 «Полет бабочек» Учить детей заранее обдумывать содержание будущего образа, называть тему, давать общее описание. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Речевая деятельность: творческий рассказ детей «Полет бабочек». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. III № 27 «Птичий остров» Расширять знания детей о многообразии птиц в природе. Закреплять умение детей создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Развивать воображение, фантазию. Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Методы и приемы Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра «Паучок». Игры с бусами с комментированием «Жучки», «Паучки», «Насекомые». Приемы: «дорожка», «улитка», «кочка», «горочка», «гора». Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием «Бабочка», «Птицы» Приемы: «круг», «цветочек». Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра Игры с бусами с комментированием «Скворечник», «Птичий остров» Приемы: «круг», «ладошка». Речевая деятельность: творческий рассказ детей «Птичий остров» Музыка на релаксацию. 27 IV № 28 «Маленький мир вокруг нас» Продолжать учить работать в техниках рисования бусами. Научить одновременное использование нескольких пальцев. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Речевая деятельность: творческий рассказ детей «Маленький мир вокруг нас». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Мелкие игрушки. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием «Насекомые», «Птицы». Приемы: «дорожка», «улитка», «кочка», «горочка», «ладошка». 8 месяц обучения Неделя, № занятия Тема Программное содержание Материал и оборудование I № 29 «Волшебный цветок» Закреплять знания о разнообразии цветов. Закреплять умение детей создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Речевая деятельность: творческий рассказ детей «Мой красивый, волшебный цветок». II № 30 «Цветы бывают разные» Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Карточка с изображением «Цветик семицветик». Музыка на релаксацию. Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки, фломастеры. Музыка на релаксацию. Расширить знания детей о комнатных растениях. Учить выкладывать цветок по образцу. Закреплять знания о цветах. Развивать мышление, память, воображение. Речевая деятельность: заучивание стихотворения «Одуванчик». Методы и приемы Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра «Цветок». Игры с бусами с комментированием «Волшебный цветок», «Бабочки и цветы». Приемы: «круг», «цветочек». Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием «Веночек», «Одуванчик» Приемы: «круг», «цветочек». 28 III № 31 «Весенняя полянка» IV № 32 «Большая картина» Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущего образа, называть тему, давать общее описание. Коллаж из бус «На нашей весенней полянке». Речевая деятельность: творческий рассказ детей «Весенняя полянка». Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Учить детей заранее обдумывать содержание будущего образа, называть тему, давать общее описание. Воспитывать самостоятельность в работе. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. Речевая деятельность: коллективный творческий рассказ детей, фантазирование. Кукла фея Бусинка, волшебный сундучок с бусами разных цветов и размеров, счетные палочки, крышки, марблс, камешки, фломастеры, пластиковые браслеты. Музыка на релаксацию. Словесный, наглядный, практический, игровой. Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием. Совместная работа детей. Приемы: «дорожка», «круг», «квадрат», «треугольник», «улитка», «ладошка», «цветок». Сообщение темы от лица Феи Бусинки. Пальчиковая игра. Игры с бусами с комментированием. Совместная работа детей. Приемы: «дорожка», «круг», «квадрат», «треугольник», «улитка», «ладошка», «цветок». 29 8. Оценочные материалы Программой предусмотрена система мониторинга динамики освоения содержания программы детьми, основанная на методе наблюдения и включающая педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. Педагогический мониторинг используется решения следующих образовательных задач: исключительно для индивидуализации образования (в том числе поддержки детской инициативы, построения его образовательной траектории); оптимизации работы с группой детей: мониторинг помогает разделить детей по определенным группам (например, по интересам, по особенностям восприятия информации, по темпераменту, скорости выполнения заданий и пр.) Данные вносятся в карты интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 2 раза в год (начало учебного года и конец учебного года). Ежегодно педагог дополнительного образования проводит самоанализ выполнения задач программы дополнительного образования. Карта развития детей старшего дошкольного возраста ФИ ребенка Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Анализ простых предметов, характерные особенности, основные функциональные части. Умение выражать свой замысел, фантазирование. Сформированность первичных представлений о целостной картине мира, форме, цвете, величине, пропорции, симметрии, понятия части и целого. Сопереживание персонажам художественных произведений. Ориентирование в технике чтения схем. Принятие собственных решений, высказывание своего мнения. Самостоятельная творческая деятельность. Креативные способности и логическое мышление. Творческая активность. Творческий кругозор и представления об окружающем мире. Крупная и мелкая моторика рук. Интерес к моделированию, конструированию и детскому творчеству. Элементарные представления о видах искусства. Умение работать в коллективе, выполнять общее дело. 30 Умение составлять план действий и применять его для решения практических задач. Анализ и оценка проделанной работы. Навыки межличностного общения и коллективного творчества. Критерии оценок уровня развития детей. Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах деятельностях. Средний уровень (С) – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в деятельность, однако, ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительные объяснения, показ, повтор и др. Низкий уровень (Н) – малоэмоционален, «ровно», спокойно относится к деятельности, нет активного интереса, равнодушен, задания не выполняет даже с подсказками. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (при освоении программы) Главным результатом реализации программы является формирование у детей целостности мышления, широкого взгляда на окружающий мир. В результате обучения по программе «Уроки феи Бусинки», у воспитанников будут сформированы: знание, как правильно работать с бусами, не напрягая и не сжимая сильно пальцы; умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук; умение передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей; точная координация движений и мелкая моторика рук; контролируемое поведение с элементами самоконтроля; умение плавно и ритмично выкладывает формообразующие линии; умение работать с бусами и вспомогательными материалами самостоятельно, изображать предметы по памяти; эмоциональная отзывчивость к красоте, желание заниматься продуктивными видами деятельности; сформированы безопасные способы разрядки психологического напряжения; развито зрительное и слуховое восприятия; 31 потребность в творчестве, желание использовать свои знания и впечатления в интеллектуальной и творческой деятельности; основы формирования композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Уроки феи Бусинки» - это организованное проведение открытого занятия для родителей воспитанников и отзывы родителей о данном мероприятии, выступления на утренниках, участие в развлечениях. 9. Методические материалы Методическая книгопечатная продукция: 1. Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. СПб: «ДетствоПресс», 2005 (ГПП Печ. Двор им. А.М. Горького). - 46 с. 2. Родина М.И. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки. – СПб.: «Синэл», 2014. – 72 с. 3. Медведева Е.М., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании - М.: «Академия», 2011. - 400 с. 4. Горбунова М.С. Игровая технология «Бусоград» в развитии инициативы, самостоятельности и творчества дошкольников / Воспитатель ДОУ. 2017. №12. - с. 41-47. 5. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. - СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112 с. 6. Шорыгина Т.А. «500 загадок, считалок для детей» + «все серии книг». Электронные ресурсы: 1. http://ds6-chebarkul.jimdo.com/ 2. https://zvukipro.com/poisk.html?searchid=2344174&text=звуки%20коруж ающего%20мира&web=0 3. https://logopedprofiportal.ru/blog/655181 4. https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/soberibusy 32 Электронные картотеки: 1. Пальчиковые игры на основе сказок. 2. Пальчиковые игры старший возраст 5-7- лет. 3. Картотека подвижных и малоподвижных игр и игровых упражнений для детей старшего дошкольного возраста. 4. Малоподвижные игры в старшей и подготовительной группе. 5. Подборка видеоклипов и видеороликов в соответствии с темами программы. Музыкальные диски: 1. Музыка современных композиторов и классиков. 2. Музыка для релаксации. 3. Детская музыка для театральных постановок. 33